Занимательная

педагогика

Небольшая разминка

Работа над научной терминологией


Важный аспект в формировании учебно-познавательной активности и прочного усвоения знаний учащимися заключается в обязательной и последовательной работе над научной терминологией. Умение правильно называть факты и явления, понимать сущность их определений является показателем сформированной активности и самообразования учащегося. К сожалению, в школьной практике работа с терминологией часто сводится к традиционному требованию учителя: «Дай определение...». Таким образом, от ученика ждут механически заученного правила.

Однако можно и работу с определениями сделать достаточно увлекательной. Ввести на уроке терминологическую разминку, которая может проходить как последовательно, в несколько этапов, так и раздельно. Все зависит от поставленных педагогических задач.

Например, таким образом (если поэтапно).

Этап первый — «отработка»: ученику предлагаются карточки, на которых с одной стороны написан какой-либо термин, а с другой — дано его определение. Минута подготовки — и учащийся может, называя понятие, дать (а не прочесть) определение.
Для этой терминологической разминки вызываются разные учащиеся, но с каждым разом времени на подготовку требуется меньше.
Второй этап — «навык»: на карточках написаны только термины, определения даются самими учащимися.
Третий этап — «понятия и категории»: из многообразия предложенных карточек необходимо выбрать только те, которые относятся к конкретной теме, например, «Экономическая жизнь России во второй половине XIX в.», «Развитие науки и искусства в России начала XX в.» и т.п.). Затем дать определения выбранным терминам и обосновать свой выбор.

Учащиеся учатся находить основу для объединения понятий по сходству, выявлять их общие характеристики, подбирать категории для обозначения группы слов.

Для закрепления определений понятий целесообразно на доске или на карточках написать предложения, в которых нужно заполнить пропуски, например.

Существительное — ------, отвечающая на вопрос ------ и обозначающая --------.

Или.

------ — равенство, верное при ----- значениях переменной.

Можно выполнить упражнения, в которых необходимо вставить только родовые понятия, или только видовые отличия, или только определяемые слова. Например.

Ботаника – -------, изучающая растения.

Или.

Клумба – это участок земли, -----.

Или.

------ — четырехугольник, у которого противоположные стороны попарно параллельны.

Стоит попробовать?

У Вас недостаточно прав для добавления комментариев.
Возможно, вам необходимо зарегистрироваться на сайте.

Rambler's Top100