апр17
Несчастные «зубрилки»
Проблемы учащихся с активным познавательным уровнем
Учащиеся с активным отношением к познавательной деятельности систематически выполняют домашние задания, с готовностью включаются в те формы работы, которые предлагает им педагог. Они достаточно осознанно воспринимают учебную задачу, с желанием включаются в учебную деятельность, зачастую предлагают оригинальные пути решения и работают преимущественно самостоятельно.
Именно на данную категорию учащихся опирается учитель при изучении новой (непростой) темы; именно эти школьники выручают учителя в трудных учебных ситуациях (открытые уроки и т.п.). Главный плюс этих учащихся — в стабильности и постоянстве: они не берут наскоком, но знания их, тем не менее, прочные и основательные.
Однако и у этих учащихся есть свои проблемы. Прежде всего, их называют «зубрилками» – за усидчивость, за врожденное прилежание. Многим со стороны кажется, что детям с активным познавательным уровнем все в учебе дается легко. В этом есть доля истины. Но почему-то забывают о том, что такая кажущаяся легкость — результат более ранних усилий ученика: умение сосредотачиваться на задаче, внимательно ознакомиться с условиями задания, активизировать имеющиеся знания, выбрать наиболее удачный вариант, а при необходимости повторить (и не один раз!) всю эту цепочку.
Именно такой подход позволяет учащимся активно включаться в учебную работу на уровне своих учебных возможностей.
К тому же было бы ошибкой пытаться охарактеризовать вышеприведенными качествами всех детей с активным познавательным уровнем деятельности. В эту же группу входят и те, кто мыслит «инсайтами» – озарениями. В иное время такие дети не проявляют особой активности, но неожиданно для учителя и всех окружающих они демонстрируют очень высокий уровень собственных знаний, умение наблюдать, сопоставлять, делать обобщения и т.д.
Возможно, возникает некоторое сходство между учащимися исполнительного активного уровня и относительно активного уровня. Но, все-таки, существует и принципиальное отличие: деятельность учащихся относительно активного уровня вызвана внешними мотивами (приемы преподавания, тема урока и т.п.), в то время как активность учащихся исполнительного уровня обусловлена внутренней мотивацией — работой мысли.
Просто внешне это проявляется не так часто, как этого хотелось бы родителям и педагогам.
Как ни странно, литературы с психолого-педагогическими рекомендациями для работы с данной группой учащихся не так уж много. Причина такого положения, видимо, заключается в самом подходе к этим учащимся: они же и так хорошо учатся; зачем, в таком случае, писать научные труды, посвященные активным ученикам, в то время, когда в школе масса слабоуспевающих и неуспевающих детей?!
Возможно, именно подобная точка зрения и делает из потенциально нестандартных учеников послушных и безынициативных взрослых исполнителей.
Учащиеся с активным уровнем познавательной деятельности так же, как и все, нуждаются во внимательном отношении со стороны педагога. Эти ученики начинают скучать на уроке, если изучаемый материал достаточно прост, если учитель занят с более слабыми учащимися. Постепенно они привыкают ограничивать себя рамками учебной задачи и уже не хотят или отвыкают искать нестандартные решения.
Можно ли этого не допустить?
Именно на данную категорию учащихся опирается учитель при изучении новой (непростой) темы; именно эти школьники выручают учителя в трудных учебных ситуациях (открытые уроки и т.п.). Главный плюс этих учащихся — в стабильности и постоянстве: они не берут наскоком, но знания их, тем не менее, прочные и основательные.
Однако и у этих учащихся есть свои проблемы. Прежде всего, их называют «зубрилками» – за усидчивость, за врожденное прилежание. Многим со стороны кажется, что детям с активным познавательным уровнем все в учебе дается легко. В этом есть доля истины. Но почему-то забывают о том, что такая кажущаяся легкость — результат более ранних усилий ученика: умение сосредотачиваться на задаче, внимательно ознакомиться с условиями задания, активизировать имеющиеся знания, выбрать наиболее удачный вариант, а при необходимости повторить (и не один раз!) всю эту цепочку.
Именно такой подход позволяет учащимся активно включаться в учебную работу на уровне своих учебных возможностей.
К тому же было бы ошибкой пытаться охарактеризовать вышеприведенными качествами всех детей с активным познавательным уровнем деятельности. В эту же группу входят и те, кто мыслит «инсайтами» – озарениями. В иное время такие дети не проявляют особой активности, но неожиданно для учителя и всех окружающих они демонстрируют очень высокий уровень собственных знаний, умение наблюдать, сопоставлять, делать обобщения и т.д.
Возможно, возникает некоторое сходство между учащимися исполнительного активного уровня и относительно активного уровня. Но, все-таки, существует и принципиальное отличие: деятельность учащихся относительно активного уровня вызвана внешними мотивами (приемы преподавания, тема урока и т.п.), в то время как активность учащихся исполнительного уровня обусловлена внутренней мотивацией — работой мысли.
Просто внешне это проявляется не так часто, как этого хотелось бы родителям и педагогам.
Как ни странно, литературы с психолого-педагогическими рекомендациями для работы с данной группой учащихся не так уж много. Причина такого положения, видимо, заключается в самом подходе к этим учащимся: они же и так хорошо учатся; зачем, в таком случае, писать научные труды, посвященные активным ученикам, в то время, когда в школе масса слабоуспевающих и неуспевающих детей?!
Возможно, именно подобная точка зрения и делает из потенциально нестандартных учеников послушных и безынициативных взрослых исполнителей.
Учащиеся с активным уровнем познавательной деятельности так же, как и все, нуждаются во внимательном отношении со стороны педагога. Эти ученики начинают скучать на уроке, если изучаемый материал достаточно прост, если учитель занят с более слабыми учащимися. Постепенно они привыкают ограничивать себя рамками учебной задачи и уже не хотят или отвыкают искать нестандартные решения.
Можно ли этого не допустить?