дек21
Самообразование и личностное самоопределение - 10
Продолжение. В этой статье представлена технология формирования у школьников основ научного мышления и умений практического владения универсальными методами научного познания, реализующая содержание раздела №6 программы авторского учебно-практического курса «Самообразование и личностное самоопределение», ориентированного преимущественно на учащихся старших классов среднего общеобразовательного учреждения.
РАЗДЕЛ VI. Формирование основ научного мышления
Тема №28. Логика
научного познания. Универсальные методы научного
познания. Научно-исследовательская деятельность.
Научная картина мира как совокупность знания (философского и фундаментального) о предметах и явлениях природы и общества, как результат научного познания. Научная картина мира как исторически развивающаяся и становящаяся все более адекватной модель природы. Влияние целостной научной картины мира на формирование мировоззрения личности. Научное сознание.
Научное знание: его сущность, виды. Наука как сфера человеческой деятельности, в которой происходит выработка и систематизация объективных знаний о действительности. Сущность, предмет, структура, функции и результат науки. Выявление объективных закономерностей процесса, явления как основная задача любой науки. Научное предвидение.
Научное исследование как деятельность в сфере науки, как особая форма научного познания. Соотношения понятий познание и научное познание. Научное познание предмета, явления как отражение истории его возникновения и развития. Основные особенности научного познания. Сомнение как обобщенная характеристика научного познания. Структура процесса научного познания: познавательная деятельность людей, средства познания, объекты познания, знания. Объекты научного познания (предметы мысли) и их характеристики.
Эмпирический и теоретический уровни научного познания, относительность их разделения. Формы научного познания. Фактический и необходимый характер знания. Знание законов действительности как знание необходимого характера. Прямой и косвенный путь установления истинности предложений (эмпирических и теоретических). Роль логики в научном познании.
Научное мышление. Стиль научного мышления. Качества научного мышления. Системность как одно из основных качеств научного мышления. Понятие системы. Пять признаков системы. Учет разнообразности подходов. Выбор подходящего определения при разнообразности подходов посредством выявления специфики поставленной задачи как особенность научного мышления. Принципы научного мышления. Роль научного мышления в обучении и самообразовании. Способы формирования научного мышления.
Метод как объединяющее начало практики и теории. Метод познания как способ получения нового знания на основе имеющегося. Соотношение понятий метод, способ и прием. Универсальные и специфические приемы и методы научного познания. Универсальные: сравнение, анализ и синтез, обобщение, абстрагирование, идеализация, дедукция и индукция, аналогия (моделирование) и др.
Тема №29. Логика эмпирического познания.
Эмпирическое познание как познание, доступное чувственному восприятию. Непосредственное (с помощью органов чувств) и опосредованное (с помощью определенных приемов и методов) познание действительности. Соотношение понятий «чувственное познание» и «эмпирическое познание». Эмпирический уровень как более высокий, чем чувственное познание, уровень познания.
Эмпирический уровень рационального познания как процесс (этап) мыслительной (языковой) переработки информации, полученной с помощью органов чувств. Эмпирические объекты познания как реальные, чувственно-воспринимаемые, наблюдаемые предметы действительности. Эмпирическая стадия в развитии науки: сбор научных фактов, их обобщение и классификация.
Понятие факта. Объективный факт как фрагмент реальности, составляющий объект человеческой деятельности или познания. Научный факт как форма эмпирического научного знания. Научный факт как результат достоверного наблюдения, эксперимента. Виды фактов. Установление научного факта как необходимое условие эмпирического научного исследования. Вскрытие причины данного факта, выяснение его существенных свойств, установление закономерной связи между фактами как задача эмпирического познания. Констатация факта как результат эмпирического мышления и познания.
Эмпирический закон как форма эмпирического научного знания.
Методы эмпирического уровня научного познания как способы установления причинной зависимости явлений. Наблюдение, эксперимент, измерение, классификация, систематизация, описание и др. – эмпирические приемы и методы познания. Сравнение и сопоставление как пути эмпирического познания.
Наблюдение как важнейший метод исследования. Наблюдение как преднамеренное, планомерное восприятие, осуществляемое с целью выявления существенных свойств и отношений объекта познания. Наблюдение непосредственное и опосредованное. Цели, задачи, план и способы наблюдения.
Эксперимент как важнейший метод исследования. Метод изменения условий как основной метод эксперимента. Цели, задачи и виды эксперимента.
Индукция как способ получения общего знания, как процесс выведения общего положения из единичных фактов. Неполная (научная) индукция как метод исследования, способный давать достоверное заключение и основанный на экспериментальных исследованиях, включающий в себя теоретическое мышление (дедукцию). Индукция как рискованный, но важный творческий метод.
Роль формальной логики на эмпирическом уровне познании, роль эмпирического познания в обучении, самообразовании и самоопределении.
Тема №30. Логика теоретического познания.
Теоретическое познание как познание, недоступное чувственному восприятию. Теоретический уровень рационального познания как процесс (этап) построения теорий, объясняющих наблюдаемые явления, открывающих законы области действительности. Теоретическое знание как результат обобщения, абстрагирования и т.п. Осмысленные и взаимосвязанные факты как основание для теоретического обобщения. Мыслительная деятельность как источник появления теоретических объектов познания. Виды теоретических объектов познания. Предвидение как результат теоретического мышления.
Основные формы теоретического научного знания: проблема, вопрос, гипотеза, теория. Рассмотрение предмета (явления) в его развитии. Диалектика как теория развития и как метод познания. Формы, законы и категории диалектики. Роль законов диалектики на теоретическом уровне познании.
Проблема как форма развития знания. Ее структура и виды. Проблема (в большинстве случаев) как результат интенсивной исследовательской деятельности, которая заключается в глубоком осознании и анализе проблемной ситуации. Проблемная ситуация как условие проявления проблемы. Формы выражения проблемной ситуации: рассогласованность различных теоретических представлений об объекте, конфликт новых фактов или имеющихся теорий, пробелы в системе знания, борьба фундаментальных теорий или принципиальных подходов к решению тех или иных конкретно-научных задач.
Структура анализа проблемной ситуации: отделение известного от неизвестного, постановка четко сформулированных вопросов проблемы. Постановка проблемы как действие, выражающее не только сам факт осознания проблемной ситуации, но и уровень понимания ее. Требование к постановке и формулировке проблемы. Этапы разработки и способы решения проблем. Самостоятельное исследование проблемы с помощью теоретического мышления.
Вопрос как форма познания, как форма выражения проблемы. Логическая структура и виды вопросов. Критерий правильности постановки вопросов.
Гипотеза как форма развития знания, ее функции в познании. Гипотеза как предположительное знание, как вид умозаключения. Виды гипотез: общие и частные. Условия состоятельности гипотез. Правила построения гипотез. Понятие версии. Подтверждение и опровержение гипотез. Формы подтверждения гипотез. Подтверждение гипотез посредством дедуктивных умозаключений.
Научное знание. Валидность научного знания. Возможность опытного опровержения научного знания как критерий его подлинности (К. Поппер).
Научная теория как форма и система научного знания. Закон области действительности как предмет изучения теории. Научная ценность как принцип построения научной теории. Истинность теорий. Состав теорий. Основные виды научных теорий по способу их построения. Описательные теории. Логически систематизированные теории: дедуктивные и гипотетико-дедуктивные. Гипотетичность любой научной теории. Теория научной революции (Т. Кун).
Методы теоретического уровня научного познания как способы объяснения и систематизации наблюдаемых явлений. Объяснение, логические операции с понятиями, умозаключения, использование аналогии и гипотезы, применение математического аппарата и разнообразных моделей и др. – теоретические приемы и методы познания.
Метод научного объяснения явлений как способ раскрытия механизма действия причины явления. Гипотетико-дедуктивный метод познания как единство двух противоположных, но взаимосвязанных и дополняющих друг друга методов познания: индукции и подтверждения научных гипотез.
Роль теоретического познания в обучении, самообразовании и самоопределении.
Научная картина мира как совокупность знания (философского и фундаментального) о предметах и явлениях природы и общества, как результат научного познания. Научная картина мира как исторически развивающаяся и становящаяся все более адекватной модель природы. Влияние целостной научной картины мира на формирование мировоззрения личности. Научное сознание.
Научное знание: его сущность, виды. Наука как сфера человеческой деятельности, в которой происходит выработка и систематизация объективных знаний о действительности. Сущность, предмет, структура, функции и результат науки. Выявление объективных закономерностей процесса, явления как основная задача любой науки. Научное предвидение.
Научное исследование как деятельность в сфере науки, как особая форма научного познания. Соотношения понятий познание и научное познание. Научное познание предмета, явления как отражение истории его возникновения и развития. Основные особенности научного познания. Сомнение как обобщенная характеристика научного познания. Структура процесса научного познания: познавательная деятельность людей, средства познания, объекты познания, знания. Объекты научного познания (предметы мысли) и их характеристики.
Эмпирический и теоретический уровни научного познания, относительность их разделения. Формы научного познания. Фактический и необходимый характер знания. Знание законов действительности как знание необходимого характера. Прямой и косвенный путь установления истинности предложений (эмпирических и теоретических). Роль логики в научном познании.
Научное мышление. Стиль научного мышления. Качества научного мышления. Системность как одно из основных качеств научного мышления. Понятие системы. Пять признаков системы. Учет разнообразности подходов. Выбор подходящего определения при разнообразности подходов посредством выявления специфики поставленной задачи как особенность научного мышления. Принципы научного мышления. Роль научного мышления в обучении и самообразовании. Способы формирования научного мышления.
Метод как объединяющее начало практики и теории. Метод познания как способ получения нового знания на основе имеющегося. Соотношение понятий метод, способ и прием. Универсальные и специфические приемы и методы научного познания. Универсальные: сравнение, анализ и синтез, обобщение, абстрагирование, идеализация, дедукция и индукция, аналогия (моделирование) и др.
Тема №29. Логика эмпирического познания.
Эмпирическое познание как познание, доступное чувственному восприятию. Непосредственное (с помощью органов чувств) и опосредованное (с помощью определенных приемов и методов) познание действительности. Соотношение понятий «чувственное познание» и «эмпирическое познание». Эмпирический уровень как более высокий, чем чувственное познание, уровень познания.
Эмпирический уровень рационального познания как процесс (этап) мыслительной (языковой) переработки информации, полученной с помощью органов чувств. Эмпирические объекты познания как реальные, чувственно-воспринимаемые, наблюдаемые предметы действительности. Эмпирическая стадия в развитии науки: сбор научных фактов, их обобщение и классификация.
Понятие факта. Объективный факт как фрагмент реальности, составляющий объект человеческой деятельности или познания. Научный факт как форма эмпирического научного знания. Научный факт как результат достоверного наблюдения, эксперимента. Виды фактов. Установление научного факта как необходимое условие эмпирического научного исследования. Вскрытие причины данного факта, выяснение его существенных свойств, установление закономерной связи между фактами как задача эмпирического познания. Констатация факта как результат эмпирического мышления и познания.
Эмпирический закон как форма эмпирического научного знания.
Методы эмпирического уровня научного познания как способы установления причинной зависимости явлений. Наблюдение, эксперимент, измерение, классификация, систематизация, описание и др. – эмпирические приемы и методы познания. Сравнение и сопоставление как пути эмпирического познания.
Наблюдение как важнейший метод исследования. Наблюдение как преднамеренное, планомерное восприятие, осуществляемое с целью выявления существенных свойств и отношений объекта познания. Наблюдение непосредственное и опосредованное. Цели, задачи, план и способы наблюдения.
Эксперимент как важнейший метод исследования. Метод изменения условий как основной метод эксперимента. Цели, задачи и виды эксперимента.
Индукция как способ получения общего знания, как процесс выведения общего положения из единичных фактов. Неполная (научная) индукция как метод исследования, способный давать достоверное заключение и основанный на экспериментальных исследованиях, включающий в себя теоретическое мышление (дедукцию). Индукция как рискованный, но важный творческий метод.
Роль формальной логики на эмпирическом уровне познании, роль эмпирического познания в обучении, самообразовании и самоопределении.
Тема №30. Логика теоретического познания.
Теоретическое познание как познание, недоступное чувственному восприятию. Теоретический уровень рационального познания как процесс (этап) построения теорий, объясняющих наблюдаемые явления, открывающих законы области действительности. Теоретическое знание как результат обобщения, абстрагирования и т.п. Осмысленные и взаимосвязанные факты как основание для теоретического обобщения. Мыслительная деятельность как источник появления теоретических объектов познания. Виды теоретических объектов познания. Предвидение как результат теоретического мышления.
Основные формы теоретического научного знания: проблема, вопрос, гипотеза, теория. Рассмотрение предмета (явления) в его развитии. Диалектика как теория развития и как метод познания. Формы, законы и категории диалектики. Роль законов диалектики на теоретическом уровне познании.
Проблема как форма развития знания. Ее структура и виды. Проблема (в большинстве случаев) как результат интенсивной исследовательской деятельности, которая заключается в глубоком осознании и анализе проблемной ситуации. Проблемная ситуация как условие проявления проблемы. Формы выражения проблемной ситуации: рассогласованность различных теоретических представлений об объекте, конфликт новых фактов или имеющихся теорий, пробелы в системе знания, борьба фундаментальных теорий или принципиальных подходов к решению тех или иных конкретно-научных задач.
Структура анализа проблемной ситуации: отделение известного от неизвестного, постановка четко сформулированных вопросов проблемы. Постановка проблемы как действие, выражающее не только сам факт осознания проблемной ситуации, но и уровень понимания ее. Требование к постановке и формулировке проблемы. Этапы разработки и способы решения проблем. Самостоятельное исследование проблемы с помощью теоретического мышления.
Вопрос как форма познания, как форма выражения проблемы. Логическая структура и виды вопросов. Критерий правильности постановки вопросов.
Гипотеза как форма развития знания, ее функции в познании. Гипотеза как предположительное знание, как вид умозаключения. Виды гипотез: общие и частные. Условия состоятельности гипотез. Правила построения гипотез. Понятие версии. Подтверждение и опровержение гипотез. Формы подтверждения гипотез. Подтверждение гипотез посредством дедуктивных умозаключений.
Научное знание. Валидность научного знания. Возможность опытного опровержения научного знания как критерий его подлинности (К. Поппер).
Научная теория как форма и система научного знания. Закон области действительности как предмет изучения теории. Научная ценность как принцип построения научной теории. Истинность теорий. Состав теорий. Основные виды научных теорий по способу их построения. Описательные теории. Логически систематизированные теории: дедуктивные и гипотетико-дедуктивные. Гипотетичность любой научной теории. Теория научной революции (Т. Кун).
Методы теоретического уровня научного познания как способы объяснения и систематизации наблюдаемых явлений. Объяснение, логические операции с понятиями, умозаключения, использование аналогии и гипотезы, применение математического аппарата и разнообразных моделей и др. – теоретические приемы и методы познания.
Метод научного объяснения явлений как способ раскрытия механизма действия причины явления. Гипотетико-дедуктивный метод познания как единство двух противоположных, но взаимосвязанных и дополняющих друг друга методов познания: индукции и подтверждения научных гипотез.
Роль теоретического познания в обучении, самообразовании и самоопределении.
Вопросы для
внеаудиторной самостоятельной работы
- Какой смысл я вкладываю в понятия «картина мира», «научная картина мира».
- Соотношение понятий «обыденное познание» и «научное познание».
- Какие методы познания я применяю в обучении, повседневной жизни.
- Соотношение понятий «исследование» и «научное исследование».
- Моя научно-исследовательская деятельность в процессе обучения.
- Эмпирическая и теоретическая стадии в развитии науки.
- Какие методы познания необходимы для осуществления самообразования.
- Мои способы работы с научной литературой, поиска и обработки научной информации.
- Мои рекомендации по формированию научного мышления.
Темы рефератов
- Проблема истины в научном познании.
- Диалектика как теория развития знания и как метод познания.
- Причинные связи. Условия и способы их обнаружения. Типичные ошибки, возникающие при анализе причинных связей.
- Индуктивные методы установления причинных связей: методы сходства и различия, объединенный метод, метод сопутствующих изменений и остатков.
- Аналогия как логическая основа моделирования в науке и технике.
- Научная теория как форма и система научного знания. Предмет изучения и принцип построения научной теории. Виды, истинность, состав теорий.
- Гипотетико-дедуктивный метод научного познания и рассуждения.
- Роль науки и научного мышления в решении глобальных проблем современной цивилизации.
- Построение гипотезы и этапы ее развития. Способы подтверждения и опровержения гипотез. Примеры гипотез, применяемых в обучении.
- Эмпирический и теоретический уровни научного познания в обучении.
- Факторы формирования научного мышления в процессе обучения.
- Роль методологических знаний в обучении и самообразовании.
- Виды научной литературы и технология ее изучения.
Литература
- Автономова Н.С. Рассудок, разум, рациональность. М., 1988.
- Азимов А. Язык науки. М., 1985.
- Айзенк Г., Кэмин Л. Природа интеллекта – битва за разум. М., 2002.
- Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. М., 1996.
- Бернатосян С.Г. Рекорды природы и человеческой деятельности. Минск, 1994.
- Границкая А.С. Научить думать и действовать. Адаптивная система обучения в школе. М., 1991.
- Диалектика познания. Л., 1988.
- Ильин В.В. Теория познания. М., 1993.
- Канке В. Философия. М., 1997.
- Кириллов В.И. Логика познания сущности. М., 1980.
- Ковальски Р. Логика в решении проблем. М., 1990.
- Лекторский В.А. Субъект, объект, познание. М., 1980.
- Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. М., 1990.
- Микешина Л.А., Опенков М.Ю. Новые образы познания и реальности. М., 1997.
- Мир философии: Книга для чтения. В 2-х чч. М., 1991.
- Моисеев Н.Н. Человек и ноосфера. М., 1990.
- Николаев И.В. Диалектическая логика как наука о построении систем знаний.
- Поппер К. Логика и рост научного знания. М., 1983.
- Рычков А.К., Яшин Б.Л. Философия. 100 вопросов и 100 ответов. М., 2004.
- Рычков А.К., Яшин Б.Л. Философия. Учебник для вузов. М., 2006.
- Спиркин А.Г. Философия. М., 2003.
- Степин В.С. Философская антропология и философия науки. М., 1992.
- Учебное пособие по курсу «Логика для педвузов». Спб., 1995.
- Филатов В.П. Научное познание и мир человека. М., 1989.
Продолжение...
Автор программы Попова Татьяна Аркадьевна