дек24
Самообразование и личностное самоопределение - 13
Продолжение. В этой статье представлены рекомендации по осуществлению анализа и оценки результативности работы, направленной на реализацию программы авторского учебно-практического курса «Самообразование и личностное самоопределение», ориентированного преимущественно на учащихся старших классов среднего общеобразовательного учреждения.
Анализ и оценка результативности, перспективы
Занимаясь решением
проблем сохранения и укрепления здоровья участников образовательного
процесса, поиском средств организации условий безопасного образования,
механизмов развития личности учащегося, анализа и оценки результатов
этого процесса, адекватных современным условиям, и было создано
настоящее методическое обеспечение. При этом были учтены следующие
факторы: готовность учащихся к обучению, их
индивидуально-психофизические особенности и индивидуальные возможности,
состояние здоровья, социальное положение и условия социума,
проанализированы факторы, способствующие социальной, личностной и
нравственной деградации подрастающего поколения, и факторы,
способствующие успешному развитию и позитивному самоопределению.
Актуальность инновационной деятельности, выраженной в разработке и апробации настоящей авторской программы, обусловлена реалиями нашей жизни и недостатками существующей системы образования, реализующей преимущественно репродуктивную модель построения образовательного процесса. Именно недостаток идей и технологий практической педагогики служит одним из тормозов повышения эффективности процессов обучения и воспитания в образовательных учреждениях.
Методическое средство разработано в первую очередь с целью профилактики школьной дезадаптации старшеклассников, предупреждения и преодоления учебной неуспешности, формирования мотивации учения, развития личности и повышения ее грамотности в вопросах сохранения и укрепления здоровья как биологической и социальной категорий.
Главная цель и особенное внимание в методической разработке направлены на формирование культуры самообразования личности, что влечет за собой совершенствование всех психических процессов, построение личности, ее самоопределение. Акцент делается на мыслительных процессах (в первую очередь, понимание и осознание), мотивах и ценностных ориентациях.
Программа, разработанная для учащихся старшего звена средней общеобразовательной школы, носит междисциплинарный и надпредметный характер, имеет методологическую основу и реализует те задачи, которые стоят перед современным образованием, принципы доступности, преемственности, природосообразности, имеет обоснованное соотношение между теоретическим и практическим блоками.
Программа разработана таким образом, что она может быть адаптирована как к обучению учащихся 8-х – 9-х классов средних общеобразовательных учреждений, так и учащихся начальных и средних профессиональных учреждений, и первокурсников ВУЗов.
Критериями результативности работы педагога и учащегося являются факторы, позволяющие определить успешность их образовательной деятельности, которая, прежде всего, выражается в общем физическом и психическом состоянии участников учебно-воспитательного процесса на протяжении долгого взаимодействия, в практической значимости содержания обучения. И этот факт представляет ключевой показатель успеха реализации программы.
Качество и результативность обучения во многом зависят от педагогически целесообразной организации учебного процесса и взаимодействия обеих сторон. Компетентностный и деятельностный подходы к организации образовательного процесса, личностно-ориентированное обучение, здоровьесберегающие и личностно-возвышающие методы воздействия на личность, профессионализм педагога обеспечивают психологический комфорт обеим сторонам учебно-воспитательного процесса, создают эмоционально благоприятную обстановку для присвоения школьниками учебного материала.
Учебный процесс организован таким образом, что развитие психических познавательных и эмоционально-волевых процессов осуществляется при особой организации учебно-познавательной деятельности, в которой реализуется понимание учащимися сущности и механизма этих процессов, нахождение для себя наиболее удобных и эффективных методов и приёмов учения.
А практическая составляющая программы связана с активизацией способностей, выработкой познавательных установок и учебных компетентностей учащихся, что имеет немалое значение в контексте современного образовательного процесса. Содержание программы нацелено на формирование у старшеклассников потребности в саморазвитии на основе самопознания и самоидентификации. В процессе освоения программы учащиеся овладевают умениями и навыками, необходимыми им в повседневной жизни, такими как целеполагание и целеосуществление, понимание и осознание учебной задачи. Совершенствуют (формируют) коммуникативные способности, умения работать в группе, коллективе, рефлексивные способности. Вырабатывают умения применять на практике правила осознанного восприятия информации, самоорганизации внимания, саморегуляции личности, смыслового запоминания, приемы переработки информации, умения получать знания об окружающем мире, решать сложные проблемные ситуации, грамотно строить умозаключения и т.д.
На каждом этапе освоения содержания обучения проводится диагностика способностей учащихся с целью выявления особенностей личности и определения ее потенциала. Содержание новых понятий дается учащимся в очень доступной форме с многочисленными примерами, делая материал личностно значимым и эмоционально окрашенным, что ведет к его качественному усвоению. При изложении учебного материала используется проблемно-поисковый метод. Посредством применения учителем активных методов обучения учащиеся сами доходят до истины. Из занятия в занятие вырабатывается самостоятельность, активность, нестандартность, критичность мышления. Все это способствует повышению адаптационного потенциала личности учащегося, готовности к реализации конструктивных форм поведения, что, как следствие, приводит к укреплению психологического здоровья.
Технология формирования культуры самообучения и самообразования, логической культуры есть здоровьесберегающая технология, поскольку вооружает учащихся эффективными способами учебно-познавательной деятельности, обучает здоровьесберегающим принципам учебной работы. А это, несомненно, предохраняет их организм от перегрузок, а нервную систему от истощения, развивает гибкость, упорство и стойкость при встрече с трудностями и непредсказуемыми вызовами жизни, что повышает способность учащихся быть субъектами как своей учебной деятельности, так и собственной жизни.
Требования к результатам обучения включают не только знания, но и умения их применять. В число таких требований входят ключевые компетентности, связанные с идеей опережающего развития, т.е. все то, что понадобится школьникам и в дальнейшем образовании, и в будущей взрослой жизни.
По мнению исследователя И.А.Зимней, ключевыми компетентностями являются компетентности здоровьесбережения; ценностно-смысловой ориентации в мире; интеграции знаний; самосовершенствования, личностной и предметной рефлексии; социального взаимодействия, познавательной деятельности и деятельности вообще; информационных технологий и др.
В программе настоящего курса предлагаются технологии для формирования многих ключевых компетентностей и дается оценка уровня сформированности этих компетентностей.
Современные требования к анализу содержания и результативности программы предписывают проводить экспертизу еще и на противопоказания, на выявление факторов, приводящих в ходе реализации программы к негативным последствиям. Тщательный анализ содержания обучения и психолого-педагогических методов обучения и воспитания, многолетний опыт работы позволяют сделать вывод, говорящий об отсутствии таких последствий.
Критериями результативности обучения являются также как состояние уровня актуального развития личности учащегося, т.е. показателя, характеризующего его способность выполнять различные самостоятельные задания, так и уровня (зоны) ближайшего развития, т.е. уровня развития, достигаемого в процессе его взаимодействия с учителем. Диагностика степени сформированности умений и способностей каждого модуля (обязательный компонент содержания обучения программы) позволяет контролировать и оценивать это состояние.
Прогноз как предварительная оценка результативности позволяет сделать следующий вывод: результаты качественного усвоения содержания настоящего учебно-практического курса, выраженные сформированными способностями, знаниями, умениями и навыками самостоятельного, критичного освоения социального опыта и окружающей действительности, способны оказать непосредственное положительное влияние на взаимодействие выпускников с внешним и своим внутренним миром.
Взгляды и позиции, целевые установки учащегося как личности выражаются в показателях его личностного роста. Если понимание себя из количественной категории перейдет в качественную и это изменит в чем-то жизнь человека, то можно говорить о его личностном росте. Исследование себя приводит к осознанному изменению, устранению того, что перестало устраивать, и, в конечном итоге, к личностному развитию. Показатели личностного роста в результате педагогического взаимодействия в условиях реализации программы настоящего курса проявляются таким образом:
В перспективе реализация положенной в основание предлагаемой технологии инновационной идеи призвана привести к коренному обновлению работы старшего звена школы. Данная программа способна оказать помощь в осуществлении предпрофильной подготовки учащихся, содействие в выборе индивидуальной образовательной траектории в процессе самоопределения старшего подростка.
Предполагается, что глубокий анализ содержания программы настоящего учебно-практического курса в образовательном учреждении приведет к инновационной деятельности по созданию системы жизнедеятельности школы, обеспечивающей личностное самоопределение учащихся как неотъемлемой части профессионального самоопределения.
Для достижения этой цели выдвинуты следующие задачи:
Продолжение...
Актуальность инновационной деятельности, выраженной в разработке и апробации настоящей авторской программы, обусловлена реалиями нашей жизни и недостатками существующей системы образования, реализующей преимущественно репродуктивную модель построения образовательного процесса. Именно недостаток идей и технологий практической педагогики служит одним из тормозов повышения эффективности процессов обучения и воспитания в образовательных учреждениях.
Методическое средство разработано в первую очередь с целью профилактики школьной дезадаптации старшеклассников, предупреждения и преодоления учебной неуспешности, формирования мотивации учения, развития личности и повышения ее грамотности в вопросах сохранения и укрепления здоровья как биологической и социальной категорий.
Главная цель и особенное внимание в методической разработке направлены на формирование культуры самообразования личности, что влечет за собой совершенствование всех психических процессов, построение личности, ее самоопределение. Акцент делается на мыслительных процессах (в первую очередь, понимание и осознание), мотивах и ценностных ориентациях.
Программа, разработанная для учащихся старшего звена средней общеобразовательной школы, носит междисциплинарный и надпредметный характер, имеет методологическую основу и реализует те задачи, которые стоят перед современным образованием, принципы доступности, преемственности, природосообразности, имеет обоснованное соотношение между теоретическим и практическим блоками.
Программа разработана таким образом, что она может быть адаптирована как к обучению учащихся 8-х – 9-х классов средних общеобразовательных учреждений, так и учащихся начальных и средних профессиональных учреждений, и первокурсников ВУЗов.
Критериями результативности работы педагога и учащегося являются факторы, позволяющие определить успешность их образовательной деятельности, которая, прежде всего, выражается в общем физическом и психическом состоянии участников учебно-воспитательного процесса на протяжении долгого взаимодействия, в практической значимости содержания обучения. И этот факт представляет ключевой показатель успеха реализации программы.
Качество и результативность обучения во многом зависят от педагогически целесообразной организации учебного процесса и взаимодействия обеих сторон. Компетентностный и деятельностный подходы к организации образовательного процесса, личностно-ориентированное обучение, здоровьесберегающие и личностно-возвышающие методы воздействия на личность, профессионализм педагога обеспечивают психологический комфорт обеим сторонам учебно-воспитательного процесса, создают эмоционально благоприятную обстановку для присвоения школьниками учебного материала.
Учебный процесс организован таким образом, что развитие психических познавательных и эмоционально-волевых процессов осуществляется при особой организации учебно-познавательной деятельности, в которой реализуется понимание учащимися сущности и механизма этих процессов, нахождение для себя наиболее удобных и эффективных методов и приёмов учения.
А практическая составляющая программы связана с активизацией способностей, выработкой познавательных установок и учебных компетентностей учащихся, что имеет немалое значение в контексте современного образовательного процесса. Содержание программы нацелено на формирование у старшеклассников потребности в саморазвитии на основе самопознания и самоидентификации. В процессе освоения программы учащиеся овладевают умениями и навыками, необходимыми им в повседневной жизни, такими как целеполагание и целеосуществление, понимание и осознание учебной задачи. Совершенствуют (формируют) коммуникативные способности, умения работать в группе, коллективе, рефлексивные способности. Вырабатывают умения применять на практике правила осознанного восприятия информации, самоорганизации внимания, саморегуляции личности, смыслового запоминания, приемы переработки информации, умения получать знания об окружающем мире, решать сложные проблемные ситуации, грамотно строить умозаключения и т.д.
На каждом этапе освоения содержания обучения проводится диагностика способностей учащихся с целью выявления особенностей личности и определения ее потенциала. Содержание новых понятий дается учащимся в очень доступной форме с многочисленными примерами, делая материал личностно значимым и эмоционально окрашенным, что ведет к его качественному усвоению. При изложении учебного материала используется проблемно-поисковый метод. Посредством применения учителем активных методов обучения учащиеся сами доходят до истины. Из занятия в занятие вырабатывается самостоятельность, активность, нестандартность, критичность мышления. Все это способствует повышению адаптационного потенциала личности учащегося, готовности к реализации конструктивных форм поведения, что, как следствие, приводит к укреплению психологического здоровья.
Технология формирования культуры самообучения и самообразования, логической культуры есть здоровьесберегающая технология, поскольку вооружает учащихся эффективными способами учебно-познавательной деятельности, обучает здоровьесберегающим принципам учебной работы. А это, несомненно, предохраняет их организм от перегрузок, а нервную систему от истощения, развивает гибкость, упорство и стойкость при встрече с трудностями и непредсказуемыми вызовами жизни, что повышает способность учащихся быть субъектами как своей учебной деятельности, так и собственной жизни.
Требования к результатам обучения включают не только знания, но и умения их применять. В число таких требований входят ключевые компетентности, связанные с идеей опережающего развития, т.е. все то, что понадобится школьникам и в дальнейшем образовании, и в будущей взрослой жизни.
По мнению исследователя И.А.Зимней, ключевыми компетентностями являются компетентности здоровьесбережения; ценностно-смысловой ориентации в мире; интеграции знаний; самосовершенствования, личностной и предметной рефлексии; социального взаимодействия, познавательной деятельности и деятельности вообще; информационных технологий и др.
В программе настоящего курса предлагаются технологии для формирования многих ключевых компетентностей и дается оценка уровня сформированности этих компетентностей.
Современные требования к анализу содержания и результативности программы предписывают проводить экспертизу еще и на противопоказания, на выявление факторов, приводящих в ходе реализации программы к негативным последствиям. Тщательный анализ содержания обучения и психолого-педагогических методов обучения и воспитания, многолетний опыт работы позволяют сделать вывод, говорящий об отсутствии таких последствий.
Критериями результативности обучения являются также как состояние уровня актуального развития личности учащегося, т.е. показателя, характеризующего его способность выполнять различные самостоятельные задания, так и уровня (зоны) ближайшего развития, т.е. уровня развития, достигаемого в процессе его взаимодействия с учителем. Диагностика степени сформированности умений и способностей каждого модуля (обязательный компонент содержания обучения программы) позволяет контролировать и оценивать это состояние.
Прогноз как предварительная оценка результативности позволяет сделать следующий вывод: результаты качественного усвоения содержания настоящего учебно-практического курса, выраженные сформированными способностями, знаниями, умениями и навыками самостоятельного, критичного освоения социального опыта и окружающей действительности, способны оказать непосредственное положительное влияние на взаимодействие выпускников с внешним и своим внутренним миром.
Взгляды и позиции, целевые установки учащегося как личности выражаются в показателях его личностного роста. Если понимание себя из количественной категории перейдет в качественную и это изменит в чем-то жизнь человека, то можно говорить о его личностном росте. Исследование себя приводит к осознанному изменению, устранению того, что перестало устраивать, и, в конечном итоге, к личностному развитию. Показатели личностного роста в результате педагогического взаимодействия в условиях реализации программы настоящего курса проявляются таким образом:
- душевное равновесие,
- бережное отношение к здоровью как ценности,
- адекватное реагирование на изменяющийся окружающий мир,
- выстраивание гармоничных отношений с окружающими,
- понимание и принятие окружающих,
- осознание себя как личности,
- осознание своих возможностей,
- интерес к самопознанию,
- потребность в саморазвитии,
- активность жизненной позиции,
- позитивность мышления,
- использование механизмов самонастройки и самоорганизации,
- упорство в достижении целей,
- появление новых форм самореализации,
- наращивание своих адаптационных ресурсов,
- ощущение себя зрелой личностью.
- усиление учебно-познавательной мотивации учащихся,
- повышение уровня сформированности ключевых компетенций (социальных, исследовательских, креативных, информационных, коммуникативных, организационно-рефлексивных),
- повышение уровня сформированности логической культуры,
- повышение уровня школьной и социальной адаптации,
- усиление мотивации на ведение здорового образа жизни и повышение уровня сформированности культуры здоровья
- тщательного изучения общей структуры учебной деятельности, закономерностей познавательных (внимание, восприятие, представление, воображение, память, мышление, речь), творческих (фантазирование, обнаружение и понимание закономерностей, решение сложных проблемных ситуаций) и рефлексивных процессов (самоосознание, самопознание, самоанализ и др.),
- качественного усвоения здоровьесберегающих принципов учебной работы; способов приема, усвоения, переработки и передачи знаний, групповой и коллективной форм работы; приемов самоорганизации внимания, смыслового запоминания, эффективного восприятия, воспроизведения знаний; универсальных методов познания, методов самообразования и др.
В перспективе реализация положенной в основание предлагаемой технологии инновационной идеи призвана привести к коренному обновлению работы старшего звена школы. Данная программа способна оказать помощь в осуществлении предпрофильной подготовки учащихся, содействие в выборе индивидуальной образовательной траектории в процессе самоопределения старшего подростка.
Предполагается, что глубокий анализ содержания программы настоящего учебно-практического курса в образовательном учреждении приведет к инновационной деятельности по созданию системы жизнедеятельности школы, обеспечивающей личностное самоопределение учащихся как неотъемлемой части профессионального самоопределения.
Для достижения этой цели выдвинуты следующие задачи:
- Сформировать у обучающихся мотивацию и стремление к самопознанию, саморазвитию и самореализации.
- Обеспечить готовность педагогического коллектива к работе по осуществлению личностного самоопределения учащихся.
- Отработать содержание устава и программ жизнедеятельности образовательного учреждения для создания и обеспечения индивидуальной траектории развития каждого учащегося.
- Создать условия, обеспечивающие включение педагогов и учащихся в творческую самостоятельную, социально значимую деятельность, способствующую решению жизненных и личностно значимых проблем и ставящую целью развитие личности на основе здоровьесберегающих и личностно-возвышающих принципов воздействия на личность.
- Организовать социально-психолого-педагогическое сопровождение такого процесса с мониторинговой, проектной и исследовательской деятельностью.
Автор программы Попова Татьяна Аркадьевна