Занимательная

педагогика

Самообразование и личностное самоопределение - 2

Самообразование и личностное самоопределение
Продолжение. В этой статье представлена и проанализирована причина ориентации  учебного курса «Самообразование и личностное самоопределение» преимущественно на учащихся старших классов среднего общеобразовательного учреждения.

2. Предпосылки возникновения данного учебного курса и причины ориентации его на старшеклассников


Старший подростковый и юношеский возраст – это период выработки мировоззрения, убеждений, характера, жизненного самоопределения, выражения своей индивидуальности. Одна из самых характерных черт нынешнего старшеклассника – потребность в значимых для жизненного успеха знаниях, ярко выраженное избирательное отношение к учебным предметам. Что касается значимых для жизненного успеха знаний, то многие учебные дисциплины как базового, так и вариативного компонентов вносят определяющий вклад в формирование у старшеклассников культуры умственного труда и учебной работы, навыков самообучения, умений самоорганизации, разных видов мышления, в том числе эвристического и исследовательского, коммуникативных навыков, активной жизненной позиции и т.д. Но, тем не менее, это часто происходит стихийно и нецеленаправленно. В результате учащимся трудно пользоваться полученными знаниями и умениями, а еще труднее использовать их в измененной ситуации.

Не всегда создаются необходимые условия для развития познавательных, творческих и рефлексивных способностей, овладения методами познания и самообразования, потому что для этого необходимы специальные психолого-педагогические условия, которые:
  • стимулируют проявление:
    • высокой познавательной активности, которая достигается формированием познавательной потребности и реализацией методов активного обучения;
    • познавательной инициативы, возникающей в результате высокой познавательной активности;
    • познавательной, творческой и рефлексивной деятельности, необходимой для продуктивного усвоения знаний;
  • формируют:
    • самостоятельность мышления, которая достигается активной творческой деятельностью, контролем и оценкой своих и чужих умственных действий;
    • активность, критичность, оригинальность, дивергентность мышления, которые вырабатываются при самостоятельном решении самых разных проблемных ситуаций;
    • индивидуальный стиль умственной деятельности, который достигается при помощи развития (часто формирования) раскованности, критичности,  самостоятельности, нестандартности мышления;
    • знания основ логики, которые помогают разобраться в закономерностях и взаимосвязях явлений общественной жизни, способствует становлению самосознания, интеллектуальному развитию личности, усвоению материала;
    • общеинтеллектуальные умения и навыки, необходимые учащемуся для изучения любой учебной дисциплины;
  • способствуют развитию внимания, восприятия, воображения, памяти – тех познавательных способностей, без которых невозможно совершенствование мышления, подлинное усвоение знаний, самообучение и самообразование.

    Необходимы также условия для систематического развития эвристического и исследовательского мышления учащихся, выработки творческого, проблемного подхода, выраженном в умениях:
    • самостоятельно увидеть и сформулировать проблему;
    • выдвинуть гипотезу, найти или изобрести способ ее проверки;
    • собрать данные, проанализировать их, предложить методику их обработки;
    • сформулировать выводы и спрогнозировать возможности практического применения полученных результатов;
    • увидеть проблему в целом, все аспекты и этапы ее решения;
    • при коллективной работе определить меру личного участия в решении проблемы и т.д.
Как категория диалектической логики, «проблема» отражает диалектические противоречия в познаваемом объекте в процессе его исследования. Как категория психологическая, она отражает противоречия у субъекта при познании объекта. Выработка творческого, проблемного подхода к решению нестандартных задач способна осуществляться в ходе усвоения учебного материала настоящего курса.

Недостатки работы образовательных учреждений в направлении воспитания культуры самообразования и личностного самоопределения учащихся присутствуют, главным образом, из-за перегруженности учебных занятий предметными целями и задачами, предметным материалом. Поэтому очень часто обучение сводится к формальному, ограничивающему возможности личностного роста учащихся, заставляющему их испытывать огромные трудности в обучении и требующему колоссальные энергозатраты как самих учащихся, так и педагогов. Школьники испытывают трудности, постоянно заучивая по каждой дисциплине массу определений, выполняя операцию деления, совершенно не имея представления о том, какую роль играют эти операции в приобретении знаний и как их грамотно использовать. Не зная правил деления понятия, не умея выделить основание деления, учащиеся допускают очень серьезные ошибки, которые приводят к неверному образованию понятия. Считают, например, что треугольники делятся на разносторонние, равносторонние и равнобедренные, хотя равносторонний треугольник является разновидностью равнобедренного. Или: налоги бывают прямые, косвенные, акцизы, подоходный налог, таможенная пошлина и др. Из такого деления понятия «налог» можно сделать вывод, что все эти понятия друг от друга не зависят, хотя акциз и таможенная пошлина являются разновидностью косвенного налога, а подоходный налог – прямого.

Воспринимать законы и правила логики необходимо не как отдельные истины, а как стройную систему знаний, обоснованную и поддержанную всем характером изложенного предмета. Логическая культура формируется в процессе познания, самостоятельного творческого мышления, при усвоении специальных методов и приемов доказательного рассуждения.

После детального анализа образовательного процесса, ориентированного на  развитие личности обучающегося, был сделан вывод, что нужен особого рода учебный предмет (учебный курс), который являлся бы связующим звеном с развивающими компонентами образовательной парадигмы, базой для изучения любой дисциплины, способствующий личностному самоопределению учащихся.

Роль такого «особого предмета» призвана сыграть данная межпредметная и надпредметная дисциплина, которую можно также метафорично назвать «начало начал», «основа основ». В результате усвоения содержания этого курса представляется возможным учащимся исследовать уже известный им материал с точки зрения логической структуры, увидеть познавательные процессы «со стороны», овладеть способами продуктивного усвоения информации. Можно также «дать» учащимся, не «привязывая» учебный материал к какой-то конкретной учебной дисциплине, приемы и методы познания, операции мышления, методы самообучения и самообразования, показать их «работу» на примере разных учебных дисциплин. Методика ведения таких занятий в нетрадиционной форме способствует этому. Ее специфика раскрыта в соответствующем разделе программы «Специфика организации учебного процесса и рекомендации по методике преподавания настоящего курса, основные требования к занятию».

Настоящий курс ориентирован, главным образом, на старшеклассников (хотя может быть полезен на любом этапе обучения). Почему?

Движущей силой психического развития старшеклассника является противоречие между резким повышением уровня требований, которые начинают предъявлять к вчерашнему подростку общество, коллектив, учебная деятельность (требования к его личности, творческим возможностям, самостоятельному, критическому мышлению и т.п.), и тем уровнем психического развития, которого он достиг. Противоречие это разрешается путем интенсивного развития нравственных, умственных и творческих сил старшего школьника. В этом ему зачастую необходима помощь педагога.

С переходом на старшую ступень обучения или с поступлением в среднее профессиональное учебное заведение связана существенная перестройка учебно-познавательной деятельности школьника. Трудности, возникающие у многих учащихся, состоят в необходимости изменения привычных методов обучения, форм контроля над своей жизнью и учебной деятельностью. Возрастает число занятий лекционного типа, уровень и удельный вес самостоятельной подготовки. Практика показывает, что для большинства учащихся этот период очень трудный, таящий в себе много неожиданностей и сложностей. Исследования доказывают, что в результате пассивного восприятия информации и отсутствия:
  • учебно-познавательной мотивации,
  • умения рациональной организации собственной учебно-познавательной деятельности,
  • навыка самостоятельной учебной работы,
  • умения рационального распределения своих сил и времени и т.п.
происходит большая растрата сил. Здесь коренятся перегрузка учебными занятиями при интеллектуальной недогруженности, недостаток времени для отдыха, неспособность к обучению (тем более к самообучению) и т.д.

Формирование культуры учебно-познавательной деятельности, умений  находить для себя наиболее удобные и эффективные методы и приемы труда и учения немыслимы без совершенствования таких психических процессов, как восприятие, внимание, память и, самое главное, мышление, в том числе творческое, критическое и логическое, что, в свою очередь, невозможно развить без понимания учащимися сущности названных процессов, знания механизмов их действия.

И если учащийся не развивает эти способности вследствие отсутствия мотивации, знания рациональных способов действий или других причин, он вряд ли впоследствии сумеет определиться, поступить в вуз, стать хорошим специалистом, найти свое место в жизни.

У школьников часто складывается мнение, что на занятии он — лицо пассивное и все, что от него требуется, — слушать и записывать то, что говорит учитель. Задача настоящего курса – довести до сведения учащихся ошибочность и даже опасность такого представления, помочь выработать умение восприятия  информации с использованием активной мыслительной деятельности, способность понимать суть рассматриваемой темы, улавливать логику рассуждений учителя,  размышлять вместе с ним, оценивать его аргументацию, составлять собственное мнение об изучаемых явлениях, соотносить услышанное с тем, что уже изучено. И при этом необходимо еще успевать делать записи изложенного материала.

Ведение конспекта также является творческим процессом. Многие школьники не умеют писать конспект. Они зачастую просят учителя диктовать, хотя специфика работы во время занятий предполагает владение умениями извлекать информацию из устной речи учителя и перерабатывать ее, вычленять главное, применять сокращения, схемы, графически выделять формулировки, законы, понятия и т.п. Все это требует определенных умений и навыков. Определенных умений также требует от учащихся работа во время практических и лабораторных занятий, где необходимо четко формулировать свои вопросы и, задавая учителю вопрос, показать то, что было сделано для его разъяснения самостоятельно.

На этой ступени обучения практически все виды школьных учебных занятий требуют от учащегося предварительной самостоятельной учебной работы,  определения выбора средств работы. Для написания реферата, для работы над проектом учащимся дается обязательная и дополнительная литература. При этом гораздо большее значение имеет не то, сколько из указанных источников изучил учащийся, а насколько глубоко он осмыслил изученный материал.

Таким образом, внеаудиторная самостоятельная работа учащихся не менее важна, чем обязательные учебные занятия. Ее успешность во многом определяется тем, насколько умело, рационально сам школьник сможет организовать свои индивидуальные занятия, насколько регулярными и своевременными они будут.

Поэтому главная задача, которая стоит особенно перед старшеклассниками –  НАУЧИТЬСЯ УЧИТЬСЯ САМОСТОЯТЕЛЬНО. Это очень важное умение, позволяющее постоянно совершенствовать уже имеющиеся способности, знания, умения и навыки  и приобретать новые, учиться и переучиваться в течение всей жизни.

Поскольку самостоятельная работа учащегося представляет собой, главным образом, работу со специальной учебной и научной литературой, ему необходимо очень хорошо знать, где можно ее найти и как с ней нужно работать.

Очень многим старшеклассникам, как, впрочем, и остальным учащимся, необходимо помочь развить в себе такое ценное качество как коммуникабельность, т.е. способность к общению с окружающими людьми. Особое значение имеет общение с педагогами и партнерами по проектной и исследовательской деятельности.

Чтобы найти правильные приемы и средства обучения и воспитания учащихся,  необходимо ориентироваться на их индивидуально-личностное развитие. Очень многое зависит от постановки учебно-воспитательной работы именно в период интенсивного развития нравственных, умственных и творческих сил старшего школьника. Многими учеными установлено, что часто даже вариативная система обучения не обеспечивает условий для полноценного индивидуально-личностного развития учащихся.

В педагогической теории сформулирована научная проблема: какие следует использовать средства обучения для индивидуально-личностного развития учащихся. С учетом необходимости разрешения проблемы учеными была определена гипотеза о возможности индивидуально-личностного развития в инновационной системе обучения. Предполагается, что формирование новообразований личности, осуществляющееся в процессе выработки культуры самообразования, готовности к личностному самоопределению способствует индивидуально-личностному развитию учащихся.

Продолжение...

Автор программы Попова Татьяна Аркадьевна Занимательная педагогика

У Вас недостаточно прав для добавления комментариев.
Возможно, вам необходимо зарегистрироваться на сайте.

Rambler's Top100