нояб20
Самообразование и личностное самоопределение - 3
Продолжение. В этой статье говорится о практической значимости учебно-практического курса «Самообразование и личностное самоопределение» и том, какое место ему отводится в системе подготовки выпускников и междисциплинарных связях.
3. Место настоящего курса в
системе подготовки выпускников, междисциплинарных
связях, его практическая значимость
Настоящий курс призван
помочь старшеклассникам в преодолении адаптационного периода,
связанного с переходом на следующую ступень обучения, понять специфику
организации учебно-познавательной деятельности на данном этапе,
нацелить себя на продуктивное изучение учебного материала,
предлагаемого образовательным учреждением в качестве базового и
вариативного компонентов.
Предлагаемый курс «Самообразование и личностное самоопределение» является большей частью надпредметным и рассчитан также на подготовку учащегося, который решил ступить на путь самопознания, саморазвития, непрерывного самообразования, личностного и профессионального самоопределения. Курс призван помочь школьникам познать себя, определить собственные способности и возможности, разобраться в своих желаниях и намерениях, наметить пути саморазвития.
Важнейшей задачей любого занятия при изучении каждой учебной темы курса является определение места данной темы в системе содержания настоящего учебного курса, в системе учебных дисциплин, самообразования и личностного самоопределения.
Предлагаемый курс можно назвать межпредметным и надпредметным, так как он является пропедевтикой, базой и стимулом для изучения всех последующих дисциплин в результате выработки у обучающихся учебно-познавательной мотивации, овладения ими способами научной организации учебно-познавательной деятельности, приемами самоорганизации, методами познания, самообразования, формирования активной жизненной позиции.
Практическая значимость курса обусловлена тем, что его объектами являются предметы, понятия, процессы, явления, отношения действительного мира.
Слово «практический» в словосочетании учебно-практический курс употреблено не случайно. Оно уместно здесь сразу по трем причинам:
Важная роль отводится формированию стратегии выбора и воспитанию чувства ответственности за этот выбор, выработке ценностного отношения к себе и окружающему миру, овладению знаниями основ логики и эффективному применению этих знаний на практике с целью выработки у школьников умений продуктивного усвоения информации и системы навыков правильного, критического, стратегического и других видов мышления. Знания логики призваны помочь учащимся создать особую организацию учебно-познавательной, а также научной и профессиональной деятельности, благодаря которой можно воспроизводить в собственной учебе и работе логику научного познания.
Настоящий учебно-практический курс призван обеспечить необходимые психолого-педагогические условия для подготовки учащихся к подлинному самообразованию и личностному самоопределению на основе
Навык самообразования вырабатывается в первую очередь в процессе проведения различных видов самостоятельной работы учащихся, предусмотренных учебными программами (выбор необходимой литературы, конспектирование, реферирование прочитанного, составление тезисов, подготовка докладов и др.). Учащиеся на занятиях по разным предметам пользуются справочной литературой, словарями; в процессе практической и экспериментальной работы приобретают необходимые для самообразования умения наблюдать, сравнивать, обобщать жизненные явления и т.д. На практических занятиях данного курса этой работе уделяется большое внимание, поэтому появляется возможность проводить ее более тщательно, мотивированно и целенаправленно, отслеживая каждый шаг.
Поскольку самообразование и личностное самоопределение связано с проявлением значительных волевых усилий, высокой степенью сознательности и организованности, принятием внутренней ответственности за свой выбор, саморазвитие и самоопределение, выработке этих качеств личности отводится время на каждом занятии.
Знания и умения, сформированные на практических занятиях настоящего курса, помогают учащимся анализировать свои возможности и способности, выявлять имеющиеся недостатки, недоработки, составлять план самообразования и личностного самоопределения – план дальнейшей работы по саморазвитию, совершенствованию умений учиться, познанию окружающего мира, выработке жизненной позиции. Эти знания призваны наметить индивидуальный образовательный маршрут, помочь в профессиональном самоопределении и дальнейшем профессиональном росте.
В предложенную к изучению дисциплину включены важные в образовательном отношении общенаучные знания о знаниях: определение понятия, классификация понятия, научный факт, проблема, теория, гипотеза, метод исследования и др.
В содержании курса четко разведены понятия «самообучение», «навык самообучения», «самообразование», «готовность к самообразованию», «компоненты готовности к самообразованию», «культура самообразования», «содержание самообразования», «компоненты самообразования», «этапы самообразования», «формы самообразования», «методы самообразования», «средства самообразования», «методы руководства самообразованием», «личностное самоопределение», «готовность к личностному самоопределению». Содержание этих понятий предлагается обучающимся в очень доступной форме с многочисленными примерами, делая материал личностно значимым, что ведет к его качественному усвоению.
Знания на занятиях даются учащимся не в готовом виде, что, очень ценно, а в виде вопросов, гипотез, проблем и т.д. Специфика занятий предлагаемого курса такова, что они в значительной степени выстраиваются на мотивации и самодеятельности учащихся. Непременным условием обучения содержанию настоящего курса является проведение на каждом этапе овладения учебным материалом диагностики степени сформированности способностей, умений и навыков учащихся.
Предлагаемая программа представляет собой целостную систему, учитывает возрастные и индивидуальные особенности учащихся, реализует принципы гуманистической педагогики и педагогики сотрудничества, принципы развивающего обучения, опирается на концепции компетентностного и деятельностного подхода к обучению, основывается на личностно-возвышающих и здоровьесберегающих принципах воздействия на личность.
Методическим обеспечением курса являются различные учебные пособия, представленные в каждом разделе содержания обучения. Практикум с упражнениями составлен на основе многочисленных конкретных (предметных) упражнений и задач, заимствованных из разных учебников и учебных пособий по математике, экономике, логике, педагогике, философии, психологии, истории, праву и другим учебным дисциплинам. Например, для формирования умений классифицировать понятия взяты понятия из математики (см. приложение 1), понятия из логики (см. приложение 2), понятия из психологии (см. приложение 3) и т.д. А для выработки умений устанавливать отношения между понятиями – понятия из экономики (см. приложение 4), понятия из географии и астрономии (см. приложение 5), понятия из обществознания (см. приложение 6) и т.д. (Все приложения будут выложены в конце программы).
Результаты обучения содержанию настоящего учебно-практического курса, выраженные сформированными способностями, знаниями, умениями и навыками самостоятельного, критичного освоения социального опыта и окружающей действительности, способны оказать непосредственное положительное влияние на взаимодействие выпускников с внешним и своим внутренним миром.
Предлагаемый курс «Самообразование и личностное самоопределение» является большей частью надпредметным и рассчитан также на подготовку учащегося, который решил ступить на путь самопознания, саморазвития, непрерывного самообразования, личностного и профессионального самоопределения. Курс призван помочь школьникам познать себя, определить собственные способности и возможности, разобраться в своих желаниях и намерениях, наметить пути саморазвития.
Важнейшей задачей любого занятия при изучении каждой учебной темы курса является определение места данной темы в системе содержания настоящего учебного курса, в системе учебных дисциплин, самообразования и личностного самоопределения.
Предлагаемый курс можно назвать межпредметным и надпредметным, так как он является пропедевтикой, базой и стимулом для изучения всех последующих дисциплин в результате выработки у обучающихся учебно-познавательной мотивации, овладения ими способами научной организации учебно-познавательной деятельности, приемами самоорганизации, методами познания, самообразования, формирования активной жизненной позиции.
Практическая значимость курса обусловлена тем, что его объектами являются предметы, понятия, процессы, явления, отношения действительного мира.
Слово «практический» в словосочетании учебно-практический курс употреблено не случайно. Оно уместно здесь сразу по трем причинам:
- очень краткое изложение теоретического материала сопровождается «практикумом» — наборами конкретных упражнений и задач, выполнение и решение которых способствует образованию умений и навыков, усвоению различных способов действий;
- по замыслу в содержание программы вошел только тот теоретический материал, который может быть непосредственно полезен для усвоения закономерностей явлений, конкретных способов действий, формирования умений и навыков;
- любая теоретическая часть содержания обязательно сопровождается занятиями практического характера.
Важная роль отводится формированию стратегии выбора и воспитанию чувства ответственности за этот выбор, выработке ценностного отношения к себе и окружающему миру, овладению знаниями основ логики и эффективному применению этих знаний на практике с целью выработки у школьников умений продуктивного усвоения информации и системы навыков правильного, критического, стратегического и других видов мышления. Знания логики призваны помочь учащимся создать особую организацию учебно-познавательной, а также научной и профессиональной деятельности, благодаря которой можно воспроизводить в собственной учебе и работе логику научного познания.
Настоящий учебно-практический курс призван обеспечить необходимые психолого-педагогические условия для подготовки учащихся к подлинному самообразованию и личностному самоопределению на основе
- формирования
- учебно-познавательной мотивации,
- умений саморегуляции личности,
- культуры умственного труда, умений и навыков учебно-познавательной деятельности;
- навыка самостоятельной учебной работы;
- вооружения знаниями приемов самопознания, основ логики, многими универсальными методами познания и самообразования;
- развития познавательных и творческих способностей, способности к рефлексии и других интеллектуальных способностей;
- воспитания целеустремленности, самостоятельности, ответственности, силы воли, трудолюбия и многих других личностных качеств, способствующими успеху в самообразовательной деятельности и являющимися характерными для гармонично развитой личности.
Навык самообразования вырабатывается в первую очередь в процессе проведения различных видов самостоятельной работы учащихся, предусмотренных учебными программами (выбор необходимой литературы, конспектирование, реферирование прочитанного, составление тезисов, подготовка докладов и др.). Учащиеся на занятиях по разным предметам пользуются справочной литературой, словарями; в процессе практической и экспериментальной работы приобретают необходимые для самообразования умения наблюдать, сравнивать, обобщать жизненные явления и т.д. На практических занятиях данного курса этой работе уделяется большое внимание, поэтому появляется возможность проводить ее более тщательно, мотивированно и целенаправленно, отслеживая каждый шаг.
Поскольку самообразование и личностное самоопределение связано с проявлением значительных волевых усилий, высокой степенью сознательности и организованности, принятием внутренней ответственности за свой выбор, саморазвитие и самоопределение, выработке этих качеств личности отводится время на каждом занятии.
Знания и умения, сформированные на практических занятиях настоящего курса, помогают учащимся анализировать свои возможности и способности, выявлять имеющиеся недостатки, недоработки, составлять план самообразования и личностного самоопределения – план дальнейшей работы по саморазвитию, совершенствованию умений учиться, познанию окружающего мира, выработке жизненной позиции. Эти знания призваны наметить индивидуальный образовательный маршрут, помочь в профессиональном самоопределении и дальнейшем профессиональном росте.
В предложенную к изучению дисциплину включены важные в образовательном отношении общенаучные знания о знаниях: определение понятия, классификация понятия, научный факт, проблема, теория, гипотеза, метод исследования и др.
В содержании курса четко разведены понятия «самообучение», «навык самообучения», «самообразование», «готовность к самообразованию», «компоненты готовности к самообразованию», «культура самообразования», «содержание самообразования», «компоненты самообразования», «этапы самообразования», «формы самообразования», «методы самообразования», «средства самообразования», «методы руководства самообразованием», «личностное самоопределение», «готовность к личностному самоопределению». Содержание этих понятий предлагается обучающимся в очень доступной форме с многочисленными примерами, делая материал личностно значимым, что ведет к его качественному усвоению.
Знания на занятиях даются учащимся не в готовом виде, что, очень ценно, а в виде вопросов, гипотез, проблем и т.д. Специфика занятий предлагаемого курса такова, что они в значительной степени выстраиваются на мотивации и самодеятельности учащихся. Непременным условием обучения содержанию настоящего курса является проведение на каждом этапе овладения учебным материалом диагностики степени сформированности способностей, умений и навыков учащихся.
Предлагаемая программа представляет собой целостную систему, учитывает возрастные и индивидуальные особенности учащихся, реализует принципы гуманистической педагогики и педагогики сотрудничества, принципы развивающего обучения, опирается на концепции компетентностного и деятельностного подхода к обучению, основывается на личностно-возвышающих и здоровьесберегающих принципах воздействия на личность.
Методическим обеспечением курса являются различные учебные пособия, представленные в каждом разделе содержания обучения. Практикум с упражнениями составлен на основе многочисленных конкретных (предметных) упражнений и задач, заимствованных из разных учебников и учебных пособий по математике, экономике, логике, педагогике, философии, психологии, истории, праву и другим учебным дисциплинам. Например, для формирования умений классифицировать понятия взяты понятия из математики (см. приложение 1), понятия из логики (см. приложение 2), понятия из психологии (см. приложение 3) и т.д. А для выработки умений устанавливать отношения между понятиями – понятия из экономики (см. приложение 4), понятия из географии и астрономии (см. приложение 5), понятия из обществознания (см. приложение 6) и т.д. (Все приложения будут выложены в конце программы).
Результаты обучения содержанию настоящего учебно-практического курса, выраженные сформированными способностями, знаниями, умениями и навыками самостоятельного, критичного освоения социального опыта и окружающей действительности, способны оказать непосредственное положительное влияние на взаимодействие выпускников с внешним и своим внутренним миром.
Продолжение...
Автор программы Попова Татьяна Аркадьевна