Занимательная

педагогика

Самообразование и личностное самоопределение - 5

Самообразование и личностное самоопределение - часть 5
Продолжение. В этой статье представлена технология формирования у старшеклассников представления о ценностях, выборе и ответственности, готовности к самопознанию, навыка самообучения, реализующая содержание раздела №1 программы авторского учебно-практического курса «Самообразование и личностное самоопределение», ориентированного преимущественно на учащихся старших классов среднего общеобразовательного учреждения.


РАЗДЕЛ I. Формирование представления о ценностях и выборе, готовности к самопознанию, навыка самообучения

Тема №1. Роль самообразования в личностном самоопределении, в жизни человека. Предмет, задачи, место и значение настоящего курса. Диагностика степени сформированности умений самообучения.

Картина мира как обобщенное представление о мироздании, как совокупность представлений человека о природе, обществе, культуре, ценностях, о своем месте в современном мире, социуме. Смысл жизни как выбор каждого отдельного человека. Смысл жизни как разумное осуществление жизни. Необходимость принятия решения. Свобода и ответственность. Бремя выбора. Роль этики, морали и нравственности в выборе решений.
Система ценностей в жизни человека.  Ценностные ориентации и ценностные отношения. Высшие ценности. Общечеловеческие ценности. Самообразование как ценность. Жизненная позиция человека как ценность. Активная жизненная позиция человека, ее роль в целенаправленном творческом преобразовании мира.

Социализация личности. Сравнительный анализ понятий обучение, образование и  воспитание. Развитие личности. Диалектическое представление о развитии как философской категории. Виды развития личности. Самостоятельное развитие и совершенствование личности как необходимое условие для максимальной подготовки ее к жизни.

Самообучение, самообразование и самовоспитание как основные внутренние факторы развития личности. Сравнительный анализ понятий самообучение, самообразование, самовоспитание и место каждого из них в системе мер по саморазвитию и самосовершенствованию.

Самообразование как образ жизни. Наращивание знаний как непрерывный процесс, продолжающийся всю жизнь. Компоненты самообразования. Культура самообразования как уровень развития всех компонентов самообразования. Готовность к самообразованию и ее компоненты. Этапы самообразования. Самообучение как начальный этап самообразования. Планирование, организация, принципы и условия успешного осуществления самообучения и самообразования. Роль самообразования в решении ключевых проблем человека. Способы формирования готовности к самообразованию и культуры самообразования.

Высокая обучаемость как одно из условий эффективности обучения и самообразования.  Обучаемость и ее виды, уровни, этапы, критерии. Общая и специальная обучаемость. Факторы обучаемости.  Причины низкой обучаемости и неуспешности в учении. Познавательная активность и познавательная самостоятельность как средства профилактики низкой обучаемости и как основа успешного обучения и самообразования.
Общеучебные (междисциплинарные) знания, умения и навыки как качества, необходимые учащемуся для овладения любой учебной дисциплиной, для успешного самообучения и самообразования. Задача выработки способности пользоваться ими в измененной ситуации как центральная задача любого обучения.

Общее представление об учебно-организационных, рефлексивных, учебно-познавательных, учебно-информационных, учебно-коммуникативных, общемыслительных и общелогических знаниях, умениях и навыках.  Их практическое значение в обучении. Условия и способы совершенствования общеучебных (междисциплинарных) знаний, умений и навыков.

Предмет и задачи нового учебного курса. Его место в системе учебных дисциплин,  междисциплинарных связях, в системе самообразования и становления личности.  Практическая значимость содержания данного курса. Особенности самообразования и личностного самоопределения на современном этапе. Индивидуальный образовательный маршрут.

Тема №2. Познание.  Основные характеристики процесса познания. Самопознание, ценности, выбор и ответственность.

Содержание этой темы целиком представлено в статье На пути к самообразованию.


Тема №3. Интересы и учебно-познавательная мотивация.

Направленность личности как психическое свойство личности, в котором выражаются потребности, мотивы, мировоззрение, установки, цели ее жизни и деятельности и т.п. Поступки и поведение. Инстинкты и влечения. Привычки и потребности. «Пирамида» потребностей (по Маслоу). Мотив как осознанная потребность. Установка и мотивировка. Интерес. Непосредственные и опосредованные интересы. Побуждение и его виды.

Познавательная потребность и познавательная активность. Потребность в самообразовании как необходимое качество развитой личности, необходимый элемент ее духовной жизни. Мотив как устойчивая внутренняя психологическая причина поведения или поступка человека. Нравственное убеждение как мотив, обусловливающий поведение человека. Единство мотивов и действий. Познавательно-побуждающие мотивы как мотивы бескорыстного поиска знаний, истины. Мотивы учения как факторы, стимулирующие к учебе.

Мотивация как совокупность всех видов побуждений, как совокупность стойких мотивов, определяющих содержание, направленность и характер деятельности личности, ее поведения. Стимулирующая, регулирующая, поддерживающая и направляющая функции мотивации. Компоненты мотивации. Критерии проявления мотивации. Положительная и отрицательная мотивация. Осмысление и анализ мотивов.  Роль рефлексии в формировании мотивации.

Мотивация самопознания, саморазвития, самообучения и самообразования, самоопределения. Познавательная мотивация как мотивация, определяющая  установку на познание, продолжение образования, на самообразование. Учебная мотивация как мотивация, определяющая установку на полноценное усвоение знаний, способов действий, выработку необходимых умений и навыков.

Психологическая готовность к обучению как важнейшее условие успешности учения. Формирование познавательных мотивов и осознанного отношения к учебной деятельности как главное условие повышения эффективности обучения.

Группы мотивов системы мотивации учения. Факторы, затрудняющие формирование мотивации учения у обучающихся. Роль привычек в стимулировании мотивации учения. Рекомендации по отслеживанию и избавлению от привычек, оказывающих  негативное воздействие на формирование учебной мотивации. Средства усиления мотивации.

Способы формирования положительной учебно-познавательной мотивации:   осознание, оценка и анализ собственных действий; выбор путей своего поведения; выработка уверенности в себе и ответственности за свои действия, поведение; поиск рационального решения задач, проблем и др.

Мотивация достижения. Оценка своих достижений. Мотив избегания неудачи как установка, противоположная мотивации достижения. Мотивация причинных схем, личностной причинности, гуманных взаимоотношений между преподавателем и обучающимся, самими обучающимися.

Связь мотивации с качествами личности учащегося, воображением и мышлением. Роль мотивации в жизни, обучении и самообразовании.


Тема №4. Коммуникативные способности, учебно-коммуникативные знания и умения.

Индивид и личность. Система взаимоотношений. Общение как взаимодействие. Помощники и враги общения.  Уважительное отношение к чужому мнению. Независимость суждений. Основные требования к высказываниям. Право на ошибку. Право на свою точку зрения и правила отстаивания своей точки зрения.  Диалогическое (гуманистическое) общение.

Вопросно-ответная основа построения диалога. Вопрос и его виды. Требования к постановке вопросов. Ответ и его виды. Требования к формулировке ответа.  Рекомендации к полному ответу обучающегося. Выступление как форма общения. Устное выступление и его виды. Требования к устному выступлению.

Дискуссия как форма общения, как разновидность спора. Правила ведения дискуссии. Требования к поведению в дискуссии. Учебная дискуссия как  организуемый педагогом обмен субъективными точками зрения. Цели учебной дискуссии.  Роль учебной дискуссии в обучении.  Обучение и самообразование как коммуникативные процессы. Общение как метод самообразования. Информационная функция общения как прием и передача каких-либо сведений, обмен мыслями, идеями, решениями и т.п.

Барьеры в общении. Вредные привычки, мешающие установлению контакта и рекомендации по их устранению. Роль активного слушания и понимания в общении  и способы формирования этих умений. Факторы, затрудняющие процессы активного слушания и понимания. Некоторые рекомендации по оптимизации этих процессов.

Эмоции и речь как яркие факторы, влияющие на процесс и результат общения. Эмоции как непосредственная форма выражения чувств. Виды эмоций. Их роль в общении. Способы выражения эмоций. Речь как процесс практического применения человеком языка в целях общения с другими людьми. Свойства,  функции и виды речи. Ее роль в общении. Способы развития речи.

Рефлексия как деятельность, направленная на поиск причин затруднений и неудач в общении, на анализ данной ситуации. Связь рефлексии с самооценкой и самоконтролем. Этапы процедуры самооценки и приемы самооценки. Этапы процедуры самоконтроля и приемы самоконтроля. Роль рефлексии в общении. Способы развития умений рефлексивного анализа сложившейся ситуации.

Общение как основа учебно-познавательной деятельности обучающихся. Особенности общения учащихся, в частности, старшеклассников. Роль общения в жизни, обучении и самообразовании.

Владение навыками групповой и коллективной форм учебной работы как необходимое условие успешности обучения.  Группа, коллектив. Общность целей и задач. Сотрудничество. Взаимопомощь и взаимоподдержка. Правила взаимоотношений в группе, коллективе.

Совместная учебная деятельность. Организация и участие в совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими ее участниками; постановка общей цели и определение средств ее достижения; конструктивное восприятие иных мнений и идей; объективное определение и оценивание своего вклада (меры личного участия) в решение общих задач, общий результат; учет особенностей различного ролевого поведения партнеров.

Групповая форма работы: ее принципы, правила, роль в обучении. Коллективная форма работы: ее принципы, правила, роль в обучении.

Роль учебно-коммуникативных знаний и умений в учебной деятельности.


Тема №5. Научная организация учебной деятельности, учебно-организационные и рефлексивные знания и умения.

Понятие деятельности как совокупности действий, подчиненных общему замыслу. Действия как элементы деятельности, направленные на достижение конкретных промежуточных целей. Операция как единица действия. Деятельность (предметная) как процесс, в ходе которого человек воспроизводит (осваивает) и творчески преобразует окружающий мир. Деятельность как условие существования человека и общества, как специфическая человеческая форма отношения к окружающему миру.

Субъект и объект деятельности. Предмет деятельности. Структура деятельности: мотив, цель (внешняя, внутренняя), содержание как совокупность этапов деятельности, формы реализации содержания, методы и средства достижения цели, результат, анализ результата.  Творческая и исполнительская деятельность, ее мотивы, цели и предмет.

Цель как средство реализации потребности личности и как образ конечного результата деятельности. Принципы нравственности, позитивности и конкретности в формулировке целей. Принцип ясности представления результата. Преобразованная действительность как конечный итог любой деятельности.

Задачи деятельности и способы их решения. Разработка собственной стратегии достижения цели и успеха. Пошаговый план для достижения цели. Формула успеха в осуществлении любой деятельности – пять этапов «само»: -целеполагание, -планирование, -организация, -реализация целей, -анализ и рефлексия.

Виды деятельности: труд, учение, игра.  Соотношение понятий «деятельность», «процесс», «труд», «работа», «практика». Познание как деятельность. Познавательные действия. Внешние и внутренние познавательные действия Учебно-познавательная деятельность учащегося и ее особенности. Цели, задача, структура самообучения и самообразования как деятельностей.

Учебная деятельность. Общая структура учебной деятельности: познавательная потребность; учебные мотивы; учебная задача; учебные действия, операции; продукт учебной деятельности. Предмет учебной деятельности как система обобщенных способов действий.  Средства, способы и приемы учебной деятельности. Виды приемов учебной деятельности. Цели учения. Виды и уровни целей учения. Этапы реализации целей. Учебные действия и их виды. Соотношение учебных действий и познавательной деятельности. Интеллектуальные действия: перцептивные, мнемические, мыслительные.

Правила научной организации учебной деятельности. Приемы управления собственной учебной деятельностью: целеполагание, планирование, организация,  контроль и самоконтроль, самооценка и самоанализ умственных действий.

Самостоятельная учебная работа и ее структурные компоненты (от выявления противоречия, постановки проблемы до осуществления контроля, самоконтроля и коррекции; перехода от выполнения простейших видов работы к более сложным, носящим поисковый характер). Принципы, приемы и содержание самостоятельной учебной работы.  Формы организации и способы оптимизации самостоятельной учебной работы. Познавательная активность и познавательная самостоятельность как необходимые условия успешности самостоятельной учебной работы.

Познавательная самостоятельность как качество личности. Компоненты познавательной самостоятельности: мотивационный (формирование мотивов, обеспечивающих включение обучающихся в самостоятельную познавательную деятельность); содержательно-операционный (формирование устойчивого стремления к пополнению знаний, овладение новыми способами деятельности, способностями к целеполаганию и целеосуществлению); волевой (формирование способностей к самоорганизации и саморегуляции, волевых усилий для достижения поставленных целей деятельности). Познавательная самостоятельность как основа самообучения и самообразования.

Роль учебно-организационных и рефлексивных знаний и умений в учебной деятельности.


Тема №6. Основы, принципы и методы самообразования.  Учебно-информационные знания и умения.

Знание, умение, навык как психические образования.  Соотношение понятий: знание, способ действия (деятельности), умение, навык. Виды знаний и их взаимосвязь. Способ действия (деятельности) как процессуальное знание преобразования предмета действия (деятельности).

Уровневый анализ знаний. Ассоциативно-смысловая модель системы знаний. Формы обобщения знания.  Систематизация и организация знания. Ум как хорошо организованное знание. Стратегические знания. Способ действия (деятельности), нацеленный на получение конкретного рационального результата и действующий в измененной ситуации, как стратегическое знание.

Умственная деятельность. Составляющие умственной деятельности: процессы приема, усвоения, переработки и передачи знаний. Культура умственного труда как система рациональных способов умственной деятельности.  Развитие восприятия, внимания, памяти, мышления, речи как важнейшее условие формирования культуры умственного труда. Высокая культура умственного труда как основа успешности обучения, самообучения, самообразования, самоопределения и жизнедеятельности.

Основные показатели культуры умственного труда: умения эффективно воспринимать, понимать и перерабатывать информацию, применять разные  способы ее кодирования (перевод из одной знаковой системы в другую) и перекодирования, полноценно и продуктивно усваивать информацию.  Факторы, затрудняющие процессы эффективного восприятия, понимания, переработки, усвоения информации и способы оптимизации этих процессов.

Задача эффективности усвоения знаний как центральная задача обучения, самообучения и самообразования. Противоречие между возможностью усвоения определенного объема знаний и его опережающим ростом. Усвоение знаний и умений как сложная интеллектуальная деятельность, включающая все познавательные процессы, обеспечивающие прием, смысловую обработку, сохранение и воспроизведение принятого материала.

Виды, этапы и уровни усвоения знаний. Компоненты усвоения. Правила усвоения знаний. Совокупность усвоенных знаний, способы и приемы умственной деятельности как основные компоненты умственного развития личности. Способы оптимизации усвоения. Формирование умений усвоения учебного материала  посредством превращения его в личностно значимый, эмоциональной окраски, эффекта неожиданности и т.п. как центральная задача усвоения.

Этапы усвоения: восприятие – понимание – осмысление – запоминание – применение. Понимание как один из этапов усвоения, как функция мышления. Ступени понимания. Условия понимания и причины непонимания.  Осмысление как функция мышления. Роль графических схем, универсальных методов познания  в процессах понимания и осмысления учебного материала. Способы формирования умений понимать, осмысливать, усваивать информацию.

Познавательная активность, познавательная самостоятельность, терпение и трудолюбие как основные характеристики самообучения и самообразования.  Воля и трудолюбие как базовые качества личности, составляющие основу умения учиться и переучиваться. Воля как качество личности, позволяющее преодолеть трудности для достижения поставленной цели. Характеристика волевых качеств личности. Этапы волевых действий. Воля, чувства и эмоции в организации и управлении собственной деятельностью. Рекомендации по выработке силы воли.

Трудолюбие как качество личности, свидетельствующее о ее положительном отношении к трудовой деятельности. Задача формирования трудолюбия как одна из главных задач самосовершенствования личности. Критерии проявления трудолюбия:  добросовестность в труде, настойчивость в преодолении трудностей, творческое отношение к труду. Рекомендации по воспитанию трудолюбия.

Чтение как главная составляющая самообразования. Культура чтения. Закономерности и виды чтения. Самооценка навыков техники чтения. Скорость чтения и уровень понимания текста. Выборочное чтение. Быстрое чтение и его принципы. Скорочтение и его принципы. Рекомендации по овладению быстрым чтением и скорочтением.  Правила организации чтения. Самостоятельная  работа  с текстом. Правила и методы изучения текста, его понимания,  осмысления и анализа.

Содержание самообразования. Принципы самообразования. Гармония разума и чувств как принцип самообразования. Формы и средства самообразования. Методы самообразования как способы самостоятельного приобретения знаний, умений, навыков, развития способностей.  Методы руководства самообразованием.

Роль учебно-информационных знаний и умений в учебной деятельности.
 

Содержание практических занятий (16ч)


Тема №3. Интересы и учебно-познавательная мотивация (4ч).

Упражнения на формирование умений:
получать удовольствие от своей деятельности; оценивать значимость результата деятельности; различать внешние и внутренние источники активности; выделять положительные мотивы; намечать четкие осознанные цели деятельности; переводить внешние цели во внутренние; различать мотивацию достижения успехов и мотивацию избегания неудач; отвечать за свои действия, за свой выбор; работать над усилением учебной мотивации и заинтересованности.

Тренинги мотивации учения; мотивации достижения; причинных схем; личностной причинности; гуманных взаимоотношений между преподавателем и обучающимся, самими обучающимися.


Тема №4. Коммуникативные способности, учебно-коммуникативные знания и умения (4ч).

Упражнения на формирование умений:
активно и внимательно слушать; уважительно относиться к чужому мнению; управлять своим вниманием; высказывать и убедительно отставить свою точку зрения; ответственно относиться к собственным словам; грамотно выражать свои мысли и обосновывать суждения; владеть основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика); следовать  этическим нормам и правилам ведения диалога и дискуссии; работать в группе, коллективе.

Тренинги общения: информационный блок общения (прием и передача информации), интерактивный блок общения (выработка участниками стратегий совместных действий), перцептивный блок общения (понимание через внешние действия человека его внутреннего мира, психологических особенностей).  


Тема №5. Научная организация учебной деятельности, учебно-организационные и рефлексивные знания и умения (4ч).

Упражнения на формирование умений:
организовать свою деятельность (поставить перед собой цель, выделить в работе главное, определить оптимальное соотношение цели и средств, рассчитать свои силы и составить план работы, выполнить его и подвести итоги); управлять своей деятельностью (руководить собой, контролировать свою работу, находить в процессе труда новые возможности, источники сил и варианты действий, перестраиваться, когда этого требуют обстоятельства); прогнозировать результат своей деятельности; организовать активность и самостоятельность действий.

Тренинги познавательной активности и познавательной самостоятельности.

Упражнения на формирование умений:
оценивать и анализировать свои учебные достижения, поведение, черты своей личности, свое физическое и эмоциональное состояние; предвидеть возможные последствия своего поведения; находить и вовремя устранять причины возникших трудностей; корректировать свои действия; вырабатывать в себе уверенность, активность, самостоятельность, трудолюбие, силу воли, ответственность за свою жизнедеятельность; определять сферы своих интересов и возможностей; соблюдать нормы поведения в окружающей среде и здорового образа жизни.  


Тема №6. Основы, принципы и методы самообразования. Учебно-информационные знания и умения (4ч).

Упражнения на формирование умений:
получать информацию об окружающем мире и критически оценивать ее достоверность, осмысливать, анализировать и подвергать логической обработке; отделять основную информацию от второстепенной; передавать ее содержание адекватно поставленной цели; распознавать средства и виды информации; определять способы ее приобретения; планировать и организовывать работу с информацией; переводить ее из одной знаковой системы в другую и определять  практическую значимость; противостоять информационной «агрессии».

Тренинги познавательной активности и познавательной самостоятельности.

Упражнения на формирование умений:
понимать и качественно усваивать полученную информацию; устанавливать связи между изучаемым материалом и личным опытом; работать с книгой, учебником,  справочником, словарем, конспектом, докладом, рефератом; осуществлять библиографический поиск информации; рационально готовиться к текущим и итоговым занятиям; эффективно работать на занятиях, зачетах и экзаменах;  использовать приемы рационального чтения, эффективные способы умственной деятельности; планировать и осуществлять самообучение.   


Список литературы с упражнениями к практическим занятиям для учителя

  • Андреев О.А., Хромов Л.Н. Техника быстрого чтения. Минск, 1997.
  • Белкин А.С. Ситуация успеха. Как ее создать. М., 1991.
  • Валеева Н.Ш., Гончарук Н.П. Психология и культура умственного труда. М., 2004.
  • Васильев Т.В. Модели самообучения // Вестн. высш. шк. 1988. № 6. С. 86 – 87.
  • Владимирская О.Д. Самообразования: пять шагов. Спб. 2005.
  • Гецов Г.Г.  Как читать книги, журналы, газеты. М., 1989.
  • Гин А. Приемы педагогической техники. М., 2003.
  • Григорьева Т.Г., Усольцева Т.П. Основы конструктивного общения. Хрестоматия. Новосибирск. 1999.
  • Гузеев В.В. Познавательная самостоятельность учащихся и развитие образовательной технологии. М., 2004.
  • Дьяченко М.И., Кандыбивич Л.А. Краткий психологический словарь. Личность, образование, самообразование, профессия. Минск, 1998.
  • Искусство разговаривать и получать информацию: Хрестоматия / Сост. Б.Н.Лозовский.  М., 1993.
  • Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий. СПб., 2004.
  • Коротаева В. Хочу, могу, умею. М., 1997.
  • Маркова А.К., Матис  Т.А, Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. М., 1990.
  • Наумченко И.Л.Самообучение школьника. Саранск. 1994.
  • Пунский В.О. Азбука учебного труда. М., 1988.
  • Руднянский Я. Как учиться? М., 1992.
  • Русаков Б.А. Как научиться учиться. Новосибирск, 1974.
  • Самоорганизация студентов первого курса.  Новосибирск, 1990.
  • Селевко Г.К. Освоение технологии саморазвития личности учащихся. Ярославль, 2001.
  • Селевко Г.К. Руководство по организации самовоспитания школьников. М., 2000.
  • Селевко Г.К., Бабурина Н.И., Левина О.Г. Найди себя (IX класс). М., 2000.
  • Селевко Г.К., Болдина В.И., Левина О.Г. Управляй собой (Х класс). М., 2000.
  • Селевко Г.К., Селевко А.Г., Левина О.Г. Реализуй себя (XI класс). М., 2000.
  • Селевко Г.К. Теория и практика технологии саморазвития личности. Ярославль, 2002.
  • Селевко Г.К. «Найди себя». Пособие для предпрофильного обучения. Ярославль, 2005.
  • Селевко Г.К., Соловьева О.Ю. Методика преподавания предпрофильного курса «Найди себя». – Ярославль, 2005.
  • Технология профессионального успеха. 10-11классы. Под ред. Н.Чистяковой. М., 2003.
  • Учимся учиться. Под. ред. А.М.Зимичева. Л., 1990.
  • Учить умению учиться. Под ред. В. О. Пунского.  Киев, 1987.
  • Федотов В.В. Техника и организация умственного труда.  М., 1990.
  • Штернберг Л. Приемы скоростного конспектирования // Вестн.   высш.   шк. 1990. № 8. С. 52 — 58.

Вопросы для внеаудиторной самостоятельной подготовки

  • Особенности моей самостоятельной учебно-познавательной деятельности.
  • Мои рекомендации по усилению учебно-познавательной мотивации.
  • Мои способы кодирования информации.
  • Мои трудности при подготовке к зачетам, экзаменам, во время их сдачи.
  • Роль общения в обучении и самообразовании.
  • Самообразование как условие рационального осуществления жизни.
  • Мои рекомендации по продуктивному конспектированию  лекций.
  • Мои рекомендации по формированию навыка быстрого осмысленного чтения.
  • Мои рекомендации по осуществлению библиографического поиска информации.
  • Мой план самообразования на ближайшее будущее.
  • Мои рекомендации по формированию навыка самообразования.
  • Какие способности я хочу в себе развить для непрерывного самообразования.

Темы рефератов

  • Виды и структура доклада, организация работы над докладом.
  • Виды и структура реферата, организация работы над рефератом.
  • Виды учебной литературы и технология ее изучения.
  • Законы диалектики в жизни и обучении.
  • Информационная «агрессия». Методы ориентации в потоке информации.
  • Конспект: цели, виды, формы, правила и значение конспектирования.
  • Организация подготовки к экзаменам и работы в процессе экзамена.
  • Организация подготовки к текущим и итоговым занятиям, эффективной работы на аудиторных и внеаудиторных занятиях, зачетах и экзаменах.  
  • Практическое и теоретическое использование в обучении универсальных приемов и методов  познавательной деятельности.
  • Принципы и методы построения режима своей жизнедеятельности для успешного обучения.
  • Работа с текстом. Приемы логической переработки текста. Метод поэтапного осмысления текста. Ключевые слова и их использование.
  • Самообучение на лекционных, семинарских и практических занятиях.
  • Самообучение: цели, задачи, структура, этапы, принципы, методы, значение и условия успешного осуществления. Его место в самообразовании.
  • Специфика и основное содержание учебной деятельности старшеклассника.
  • Способы эффективного конспектирования лекций. Система условных сокращений, применяемых при конспектировании лекций.
  • Стратегии понимании информации, способы оптимизации процесса понимания.
  • Условия полноценного усвоения знаний. Способы оптимизации усвоения.
  • Факторы, препятствующие и способствующие усилению мотивации учения.
  • Факторы, препятствующие и способствующие эффективному слушанию. Способы оптимизации процесса эффективного слушания.

Литература для учащихся

  • Алберти Р.Е., Эммонс М.Д. Умей постоять за себя!  Ключ к самоутверждающему поведению.  М., 1992.
  • Андреев О.А., Хромов Л.Н. Техника быстрого чтения. Минск, 1997.
  • Атватер И. Я вас слушаю... М., 1988.
  • Беркли A.M. Забытое искусство слушать. СПб., 1997.
  • Гецов Г.Г.  Как читать книги, журналы, газеты. М., 1989.
  • Григорьева Т.Г., Усольцева Т.П. Основы конструктивного общения. Хрестоматия. Новосибирск. 1999.
  • Дьяченко М.И., Кандыбивич Л.А. Краткий психологический словарь. Личность, образование, самообразование, профессия. Минск, 1998.
  • Искусство разговаривать и получать информацию: Хрестоматия / Сост. Б.Н.Лозовский.  М., 1993.
  • Как научиться быстро читать / Авт.-сост. А. Шилин. Минск, 1999.
  • Кинг Э. Как пользоваться библиотекой. Практическое руководство для учащихся и студентов. Челябинск, 1997.
  • Лэндрет  Г.Л. Игровая терапия: искусство отношений.  М., 1994.
  • Орлов Ю.М. Психология самопознания и самовоспитания характера. М., 1987.
  • Психологическая подготовка к экзаменам, выступлениям, ответам на уроках. Центр психологии и педагогики. Волгоград.1999.
  • Селевко Г.К., Маркова Н.Н., Левина О.Г. Научи себя учиться. М., 2001.
  • Селевко Г.К., Болдина В.И., Левина О.Г. Управляй собой (Х класс). М., 2000.
  • Селевко Г.К., Селевко А.Г., Левина О.Г. Реализуй себя (XI класс). М., 2000.
  • Рассел В. Человеческое познание. Киев, 1997.
  • Рувинский Л.И., Хохлов С.И. Как воспитывать волю и характер. М., 1986.
  • Руднянский. Я. Как учиться? М., 1992.
  • Смирнов И.В. Человек – источник заинтересованного труда. М., 1992.
  • Соколова Е.П. Как работать с книгой.  М., 1989.
  • Томсон П. Самоучитель общения. СПб., 2001.
  • Умеете ли вы общаться? / И.Н. Горелов и др.  М., 1991.
  • Фадеев М.Ю., Голушко А.А. Волнуйтесь спокойно – у вас экзамены. М., 1996.
  • Федотов В.В. Техника и организация умственного труда.  М., 1990.
  • Франкл В. Человек в поисках смысла.  М., 1990.

Продолжение...

Автор программы Попова Татьяна Аркадьевна Занимательная педагогика

Комментарии   

0 #1 isolda 28.07.2010 15:52
:-) Спасибо. Вы молодец. С удовольствием прочитала и обнаружила в списке литературы наши фамилии (Селевко, Соловьева, Левина и т.д.).
С уважением О.Ю. Соловьева

У Вас недостаточно прав для добавления комментариев.
Возможно, вам необходимо зарегистрироваться на сайте.

Rambler's Top100