нояб26
Самообразование и личностное самоопределение - 6
Продолжение. В этой статье представлена технология формирования у старшеклассников бережного отношения к здоровью и умений
ведения здорового образа жизни, реализующая содержание раздела №2 программы авторского учебно-практического курса
«Самообразование и личностное самоопределение», ориентированного преимущественно на учащихся старших классов среднего общеобразовательного учреждения.
РАЗДЕЛ II. Формирование
бережного отношения к здоровью
Тема №7. Основы здоровья, его роль в жизни человека, обучении, самообразовании и становлении личности.
Задача повышения грамотности учащихся в вопросах сохранения и укрепления здоровья как одна из приоритетных задач образования. Основные представления о здоровье как биологической и социальной категориях. Здоровье как состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений. Адаптация и здоровье. Здоровье как основа человеческого бытия, как одно из самых больших желаний человека, как необходимое условие реализации замыслов и осуществления планов деятельности, как залог успешности личности.
Здоровье как состояние полного физического, психического, духовно-нравственного и социального благополучия. Здоровье как единство гармонии тела и духа. Принцип триединого представления о здоровье: единство физического, психического и духовно-нравственного здоровья. Факторы, влияющие на каждую составляющую здоровья.
Здоровье как личная и общественная ценность. Забота о здоровье как приоритетная задача человека и общества. Забота о здоровье как система мер по сбережению и укреплению здоровья. Осознание ценности здоровья, потребность в сохранении, укреплении здоровья и подлинная забота о нем, ответственность за свою жизнедеятельность как одни из основных показателей зрелости личности.
Принцип сочетания охранительной и тренирующей стратегий как основной принцип заботы о здоровье. Охранительная стратегия как стремление избежать вредные для организма воздействия, как стремление перестраховаться. Тренирующая стратегия (более рискованная и более творческая) как стремление грамотно повысить адаптационные возможности организма, чтобы в дальнейшем самостоятельно противостоять опасным для здоровья воздействиям окружающей среды. Создание тепличных условий жизни как результат неграмотности.
Охранительная и тренирующая стратегии как форма проявления диалектического единства и борьбы противоположностей. Достижение более высокого уровня заботы о здоровье в результате грамотного использования противоречия как главная задача человека в процессе реализации принципа сочетания охранительной и тренирующей стратегий. Проблема необходимости точного выбора того порога потенциально вредных воздействий, с ущербом от которых организм сможет справиться.
Науки и отрасли знания, изучающие здоровье. Аспектность здоровья как явления. Валеология как область знаний и здоровом образе жизни. Разные подходы к определению понятия «валеология». Ортобиоз как разумный образ жизни, как системообразующее условие долголетней работоспособности человека (по И.И.Мечникову). Ортобиотика как учение о самосбережении здоровья и устойчивого жизненного оптимизма (по В.М.Шепелю). Гигиена как учение о влиянии условий жизни и труда на здоровье человека и др.
Причины усиления внимания прогрессивной общественности к вопросам здоровья. Неблагополучное состояние здоровья большинства учащихся. Проблемы здоровья. Негативное воздействие нерационального обучения на здоровье обучающихся как одна из приоритетных проблем образования.
Диагностика степени сформированности бережного отношения к здоровью.
Тема №8. Здоровьесберегающие принципы учебной работы.
Задача повышения интеллектуальной работоспособности учащихся как одна из основных задач образования в системе мер по повышению качества обучения. Отсутствие умений критического анализа в выборе эффективных способов учебной деятельности, низкий уровень культуры умственного труда, неактивность и несамостоятельность мышления как условия сильной перегрузки и переутомления учащихся при их интеллектуальной недогруженности.
Здоровьесберегающие принципы учебной работы учащегося как нормативные требования к самоорганизации учения, направленные на сбережение собственного здоровья и, как следствие, на повышение качества обучения.
Здоровьесберегающие принципы учебной работы как фактор снижения риска появления у обучающихся переутомления в результате недостаточной мотивации учения; беспощадной эксплуатации резервов механической памяти; длительного ограничения двигательной активности; однообразной, монотонной деятельности; хронических стрессов из-за нехватки времени, боязни неуспеха и др. Здоровьесберегающие принципы учебной работы: принцип осознанности, целесообразности, эффективности, критичности и ответственности в выборе и анализе способов учебной деятельности; принцип рациональности и научности в организации всех этапов учебной работы (на основе деятельностного подхода); принцип позитивности; принцип диалектичности; принцип активности и самостоятельности; принцип творческого самовыражения; принцип рефлексивного анализа своих мотивов, действий, поведения; принцип сочетания разных видов учебной деятельности, принцип природосообразности (учета индивидуальности в учении) и др.
Выбор и анализ способов учебной деятельности (способов поиска, восприятия, логической обработки, кодирования, запоминания, усвоения, практического применения информации и т.п.) как главная задача учащегося в процессе самообучения и самообразования.
Содержание принципа позитивности: приоритет позитивных самовоздействий (подкреплений) над негативными (запретами, порицаниями); стремление создать ситуацию успеха, эмоционально-благоприятную обстановку; сосредоточение на том, что предстоит сделать, а не на допущенных ошибках и неудачах; адекватная оценка ситуации и своего состояния; вера в собственные силы и успех и т.п.
Принцип природосообразности как требование к признанию собственной уникальности и индивидуальности, как необходимость выстраивать собственную деятельность с опорой на свои способности. Учет в обучении индивидуальности биоритмов, индивидуальности восприятия, индивидуальности «левизны-правизны», индивидуальности мышления и др.
Здоровьесберегающие технологии обучения, самообучения и самообразования. Технология усвоения программного материала посредством его превращения в личностно значимый, с учетом знаний основ логики, критичности мышления, с помощью правил самоорганизации внимания, смыслового восприятия, кодирования и запоминания как здоровьесберегающая технология.
Технология научной организации собственной учебной деятельности как здоровьесберегающая технология.
Тема №9. Основные направления формирования культуры здоровья.
Культура здоровья как необходимая составная часть общей культуры человека. Культура здоровья как уровень сформированности ценностного и грамотного отношения человека к здоровью – собственному и окружающих людей. Культура здоровья как совокупность представлений о единстве физического, психического и духовно-нравственного здоровья; об условиях полноценного здоровья; о причинах, разрушающих здоровье, и способах их профилактики и преодоления. Культура здоровья как система умений и навыков осуществления здорового образа жизни (в широком смысле).
Условия полноценного здоровья: здоровый образ жизни (физическое здоровье); любовь, творчество, общение, чувство юмора, позитивность мышления и т.п. (психическое здоровье); эмоционально-волевое и ценностное отношение к себе, человеку, жизни, природе, труду, обществу, познанию и другим высшим ценностям (духовно-нравственное здоровье).
Два аспекта понятия здорового образа жизни. Здоровый образ жизни (в узком смысле) как система мер по сохранению, укреплению и улучшению физического здоровья. Здоровый образ жизни (в широком смысле) как совокупность мероприятий по организации всех сторон своего бытия, позволяющих увеличить продолжительность жизни и повысить ее качество.
Составляющие фундамента здорового образа жизни (в широком смысле):
- знания о единстве гармонии тела и духа, о развитии духовных и физических сил, об основных мировоззренческих, физических и психических причинах, разрушающих здоровье человека, об основных причинах неудач;
- физические и интеллектуальные способности; активная жизненная позиция; позитивность и диалектичность мышления; способность выбирать оптимальные пути решения проблем; система отношений (психо-философская, психо-физическая, психо-социальная), используемая для регулирования своих действий и поведения;
- способность создания благоприятных условий жизнедеятельности; знания способов действий по сохранению и укреплению здоровья, способов обеспечения духовной и физической защиты против вредного воздействия окружающей среды; способность к самообразованию в вопросах здоровья и др.
- выработка установки на сохранение, поддержание и укрепление собственного здоровья; определение своего отношения к собственному здоровью (как к долгу или как к своему личному делу); обеспечение устойчивого интереса и грамотности в вопросах здоровья;
- формирование «здорового» мышления; мотивации ведения здорового образа жизни (в широком смысле); эмоционально-волевого и ценностного отношения к себе и всему окружающему, здоровью, культуре, жизни и т.д.; воспитание интеллектуальной свободы личности, ответственности за свою жизнедеятельность;
- выработка активной жизненной позиции, позитивного мышления, навыка саморегуляции и рефлексивной деятельности и др.;
- формирование коммуникативной культуры личности; культуры выражения эмоций; культуры профилактики и преодоления факторов, разрушающих здоровье; культуры самообразования в вопросах здоровья и т.п. как составные части системы мер по воспитанию общей культуры здоровья.
Вопросы для внеаудиторной
самостоятельной работы
- Как влияет процесс обучения на мое здоровье.
- Причины дискомфортного состояния на занятиях.
- Мои рекомендации по оптимизации учебного труда.
- Мои здоровьесберегающие принципы учебной работы.
- Мои рекомендации по психологической самонастройке в учебном процессе.
- Влияние биоритмов на мое здоровье.
- Мои рекомендации по профилактике вредных информационных воздействий.
- Место моей индивидуальности в учебном процессе.
- Мои рекомендации по профилактике и преодолению стрессов.
- Слагаемые моего здорового образа жизни.
- Мои способы сбережения и укрепления здоровья.
- Мои рекомендации по самообразованию в вопросах здоровья.
- Мои рекомендации по формированию культуры здоровья.
Темы рефератов
- Валеология как учение о психолого-педагогических и этических методах осуществления здорового (грамотного) образа жизни.
- Основные принципы валеологии как области знаний о здоровом образе жизни.
- Законы диалектики и здоровье, их влияние на формирование принципа сочетания охранительной и тренирующей стратегий, других принципов.
- Защитные системы организма и доступные способы их укрепления.
- Здоровый образ жизни как необходимое условие качественного обучения.
- Здоровьесберегающие технологии обучения.
- Коммуникативная культура как условие здоровья и успеха в жизни.
- Личностное и духовное совершенствование человека как необходимое условие осуществления здорового (грамотного) образа жизни.
- Мировоззренческие причины разрушения здоровья.
- Психологические самонастройки в учебном процессе.
- Рациональная организация и гигиена учебной и интеллектуально-творческой работы. Способы оптимизации учебного труда.
- Роль здоровья в обучении и самообразовании.
- Роль интеллекта в формировании культуры здоровья.
- Система доступных мер по сбережению и укреплению здоровья.
- Способы самообразования в вопросах здоровья.
- Средства психотерапии в повседневной жизни.
- Факторы информационной среды, оказывающие негативное влияние на здоровье. Способы профилактики вредных информационных воздействий.
- Формирование «здорового» мышления как необходимое условие формирования мотивации ведения здорового образа жизни (в широком смысле).
Литература
- «Совы», «жаворонки» и другие. Новосибирск, 1997.
- Актуальные проблемы валеологии в образовании. М., 1997.
- Ананьев В.А. Введение в психологию здоровья. СПб., 1998.
- Багнетова Е.А. Валеология. М., 2004.
- Богуславский М.В. XX век российского образования. М., 2002.
- Брехман И.И. Валеология – наука о здоровье. М., 1990.
- Бэндлер Р. Используйте свой мозг для изменения. Спб., 1995.
- Гримак Л.П. Как жить в гармонии с собой. М., 2000.
- Иванченко В.А. Секреты вашей бодрости. М., 1988.
- Киколов А.И. Обучение и здоровье. Методическое пособие. М., 1988.
- Левшинов А., Травинка В. Исправь судьбу свою! СПб., 1995.
- Лободин В.Т. Путь к здоровью. СПб., 2003.
- Лободин В.Т. Пять элементов здоровья. СПб., 1999.
- Лупьян Я.А. Барьеры общения, конфликты, стресс... Ростов н/Д, 1991.
- Новиков Ю.В. Азбука здоровья. Тула, 1991.
- Пезешкиан Н. Психотерапия в повседневной жизни. М., 1995.
- Профилактика заболеваний и укрепление здоровья. М., 2000.
- Рейноутер Дж. Это в ваших силах. Как стать собственным психотерапевтом. М., 1992.
- Роджерс К. Становление человека. М., 1994.
- Ротенберг В.С., Бондаренко С.М. Мозг. Обучение. Здоровье. М., 1989.
- Семке В.Я. Умейте властвовать собой, или беседы о здоровой и больной личности. 1991.
- Смирнов Н.К. Задачи валеологии в контексте проблем общества и системы образования // Актуальные проблемы валеологии в образовании. М., 1997.
- Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. М., 2005.
- Хананашвили М.М. Информационные неврозы. М., 1988.
- Хорни К. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ. М., 1993.
- Хухлаева О.В. Тропинка к своему «Я». М., 2001.
- Черепанова Е. Психологический стресс. М., 1996.
- Шепель В.М. Управленческая антропология. М., 2000.
Продолжение...
Автор программы Попова Татьяна Аркадьевна
Комментарии
RSS лента комментариев этой записи