Занимательная

педагогика

Увлекательное обучение технике чтения

Содержание материала

Урок III


Тема "Формирование умения образования слова из двух слогов"

План урока


  1. Организационный момент  —  2 мин.
  2. Упражнение на выработку умения дифференцировать слоги  —  7 мин.
  3. Упражнение на повторение  —  5 мин.
  4. Новая тема. Задание 1  —    8 мин.
  5. Физкультминутка   —    5 мин.
  6. Новая тема. Задание 2   —   8 мин.
  7. Подведение итогов и рекомендации  —   5 мин.


Ход урока


1.  Организационный момент  —  2 мин. (см.введение)

2. Упражнение на выработку умения дифференцировать слоги — 7 мин.

Это задание аналогично заданию предыдущего урока, только более сложное.


Как уже отмечалось ранее,  дети часто одинаково прочитывают слоги типа -АВ- — -ВА-; -УР- — -РУ-  и т.п. Это упражнение призвано помочь первоклассникам избежать подобных ошибок.

Детям также заранее раздаются листы с таблицей 5х3 (можно любой другой) и по одному  карандашу (любого цвета).


















На доске расположена таблица с буквосочетаниями (слогами) одного цвета.


АФ
МО

ОВ
МА
БЕ

ЕВ

МО

ВО
АМ
ХА


Таблица от детей пока закрыта. У учителя в руках четыре карточки с буквами, например, Р и У, Е и Н  (об этом упражнении говорилось в задании 4 предыдущего урока).

В течение 30 секунд необходимо повторить это упражнение, затем всем вместе  обязательно  правильно прочитать слоги.

После этого обратить внимание первоклассников на  доску, где располагается такая же таблица, как и у них, только увеличенная и заполненная  буквосочетаниями (слогами).

Далее учитель излагает цель задания: в свои таблицы по его команде в том же расположении поместить только те буквосочетания (слоги), которые похожи на  УР - РУ, НЕ — ЕН.


Техника выполнения задания:

  1. Учитель просит ребят внимательно посмотреть на слоги, выделить только нужные и запомнить их расположение. Напоминает, что карандаши можно  брать только по его команде.
  2. На запоминание отводится одна минута.
  3. Затем картинка закрывается или убирается и дается команда приступить к выполнению задания.


3. Упражнение на повторение — 5 мин.


Работа по карточке.  Цель задания — составить и прочитать слоги.

Занимательная педагогика - иллюстрация


Дополнительный материал

Занимательная педагогика - иллюстрация


4. Новая тема. Задание 1 — 8 мин.


Формирование представления об образовании слова из двух слогов

Работа на карточке.  Цель задания — сложение открытых слогов с внутренним прочтением.

Задачи на слогосложение - следующий после слогосоставляющих заданий этап обучения чтению. Цикл заданий этого типа направлен на усвоение детьми принципа образования слова из слогов.

Главное - навык сложения из слогов слов.

Использование математического знака «+» должно означать аналогию только с соединением, со сложением, но не с математическими законами вообще.

Наличие перед глазами ребенка правой и левой половины равенства дадут наибольший уровень результативности. При решении заданий этого типа рост результативности должен достигаться не за счет усложнения характера задания, а только посредством количественного опыта.

Занимательная педагогика - иллюстрация
Занимательная педагогика - иллюстрация


Дополнительный материал

Занимательная педагогика - иллюстрация


5. Физкультминутка — 5 мин.


Игра «Послушай и запомни»

Акцент делается на развитие внимания и слуховой памяти

Перед началом игры учитель просит ребят занять исходное положение. Затем объясняет правила игры, которые заключаются в том, чтобы запомнить его команды, а затем их повторить.

Учитель медленно, четко считая: раз, два, три и т.д., называет несколько заранее заготовленных упражнений (пошаговых команд), которые детям предстоит выполнить. Ребята внимательно слушают и запоминают.

Цель упражнения — воспроизвести в  своих действиях устные команды учителя. Например, учитель говорит: на счет «раз» -  наклон вперед, на счет «два» - исходное положение, на счет «три» - шаг вперед с правой ноги,  на счет «четыре» -  исходное положение и т.д.

Затем по команде учителя на счет: раз, два, три, ..., восемь ребята  повторяют эти команды (запрещается смотреть друг на друга).


6. Новая тема. Задание 2 — 8 мин.


Усвоение принципа образования слова из двух слогов

Работа по карточке. Цель задания  — сложение закрытых и открытых слогов с внутренним проговариванием.

В связи с появлением в составе слова закрытого слога данный тип задач приобретает качественно новый характер. Значение этих заданий — в раскрепощении мышц произношения.

Часто причиной затруднения чтения бывает фонетическая специфика слова.

Этот цикл заданий направлен на тренинг внутреннего проговаривания и сглаживание затруднений при чтении, вызванных звуковой спецификой слова.

Очень важен здесь индивидуальный подход и подбор упражнений. В процессе решения предлагаемых заданий необходимо дифференциальное определение затруднений, возникающих у детей.

Рекомендация! Не стоит на данном этапе предлагать детям сложение закрытых слогов во избежание закрепления ошибок при прочтении.

Занимательная педагогика - иллюстрация
Занимательная педагогика - иллюстрация


Дополнительный материал (для одаренных)

Занимательная педагогика - иллюстрация


7. Подведение итогов и рекомендации — 5 мин. (см. введение)

Тэги: В поддержку чтения, Подготовка к школе

У Вас недостаточно прав для добавления комментариев.
Возможно, вам необходимо зарегистрироваться на сайте.

Rambler's Top100