апр16
Очень странная история
Что я знаю о парадоксах?
Слышал ли ты когда-нибудь о логических парадоксах? Знакомство с парадоксами, проникновение в суть стоящих за ними проблем — непростое дело. Оно требует максимальной сосредоточенности и напряженного вдумывания в несколько, казалось бы, простых утверждений. Только при этом условии парадокс может быть понят, а предлагаемые его решения оценены.
Вот пример знаменитого парадокса - парадокса сельского парикмахера.
Представь, что совет одной деревни так определил обязанности парикмахера этой деревни: брить всех мужчин деревни, которые не бреются сами, и только этих мужчин. Должен ли этот парикмахер брить самого себя?
Если да, то он будет относиться к тем, кто бреется сам, а тех, кто бреется сам, он не должен брить. Если нет, он будет принадлежать к тем, кто не бреется сам, и, значит, он должен будет брить себя.
Можно прийти, таким образом, к заключению, что этот парикмахер бреет себя в том и только том случае, когда он не бреет себя. Это, разумеется, невозможно. Может ли существовать такой парикмахер?
Существует ли таксист, который возит всех тех и только тех, кто не ездит на автомобиле сам?
А вот известнейший парадокс «Протагор и Еватл», изобретенный еще в Древней Греции. В основе этого знаменитого парадокса лежит как будто небольшое происшествие, случившееся две с лишним тысячи лет назад и не забытое до сих пор.
У знаменитого софиста Протагора, жившего в V в. до н.э., был ученик по имени Еватл, обучавшийся праву. По заключенному между ними договору Еватл должен был заплатить за обучение лишь в том случае, если выиграет свой первый судебный процесс. Если же он этот первый процесс проиграет, он вообще не обязан платить.
Однако, закончив обучение, Еватл не стал участвовать в процессах. Это длилось довольно долго, терпение учителя иссякло, и он подал на своего ученика в суд. Таким образом, для Еватла это был первый процесс. Свое требование Протагор обосновал так:
- Каким бы ни было решение суда, Еватл должен будет заплатить. Если выиграет, то заплатит в силу нашего договора. Если проиграет, то заплатит согласно этому решению суда.
Судя по всему, Еватл был способным учеником, поскольку он ответил Протагору:
- Действительно, я либо выиграю процесс, либо проиграю его. Если выиграю, решение суда освободит меня от обязанности платить. Если решение суда будет не в мою пользу, значит, я проиграл свой первый процесс и не заплачу в силу нашего договора.
Размышление над парадоксами является одним из лучших испытаний наших логических способностей и одним из наиболее эффективных средств тренировки логического мышления.
Успехов!
Вот пример знаменитого парадокса - парадокса сельского парикмахера.
Представь, что совет одной деревни так определил обязанности парикмахера этой деревни: брить всех мужчин деревни, которые не бреются сами, и только этих мужчин. Должен ли этот парикмахер брить самого себя?
Если да, то он будет относиться к тем, кто бреется сам, а тех, кто бреется сам, он не должен брить. Если нет, он будет принадлежать к тем, кто не бреется сам, и, значит, он должен будет брить себя.
Можно прийти, таким образом, к заключению, что этот парикмахер бреет себя в том и только том случае, когда он не бреет себя. Это, разумеется, невозможно. Может ли существовать такой парикмахер?
Существует ли таксист, который возит всех тех и только тех, кто не ездит на автомобиле сам?
А вот известнейший парадокс «Протагор и Еватл», изобретенный еще в Древней Греции. В основе этого знаменитого парадокса лежит как будто небольшое происшествие, случившееся две с лишним тысячи лет назад и не забытое до сих пор.
У знаменитого софиста Протагора, жившего в V в. до н.э., был ученик по имени Еватл, обучавшийся праву. По заключенному между ними договору Еватл должен был заплатить за обучение лишь в том случае, если выиграет свой первый судебный процесс. Если же он этот первый процесс проиграет, он вообще не обязан платить.
Однако, закончив обучение, Еватл не стал участвовать в процессах. Это длилось довольно долго, терпение учителя иссякло, и он подал на своего ученика в суд. Таким образом, для Еватла это был первый процесс. Свое требование Протагор обосновал так:
- Каким бы ни было решение суда, Еватл должен будет заплатить. Если выиграет, то заплатит в силу нашего договора. Если проиграет, то заплатит согласно этому решению суда.
Судя по всему, Еватл был способным учеником, поскольку он ответил Протагору:
- Действительно, я либо выиграю процесс, либо проиграю его. Если выиграю, решение суда освободит меня от обязанности платить. Если решение суда будет не в мою пользу, значит, я проиграл свой первый процесс и не заплачу в силу нашего договора.
Размышление над парадоксами является одним из лучших испытаний наших логических способностей и одним из наиболее эффективных средств тренировки логического мышления.
Успехов!
Комментарии
RSS лента комментариев этой записи