Занимательная

педагогика

Понятие о понятии — 1

Как школьнику усвоить учебный материал, если он не умеет формировать понятие, т.е. в результате действий анализа, абстрагирования, сравнения, синтеза и обобщения выделять сущность объекта, создавать в своем сознании мысленный образ именно этого объекта, а не какого-нибудь другого?

Именно об этом обязательно нужно поговорить со школьниками на факультативе или классном часе на тему "Понятие о понятии".

А начать занятие можно с вопроса: "Как мы выражаем свои мысли и как мы друг друга понимаем?"

Затем попросить ребят представить такую ситуацию:

— Допустим, вы просите человека, который в совершенстве знает русский язык, но по странной случайности совсем не понимает, что такое стул, принести вам откуда-нибудь стул. На его вопрос — что такое стул? — вы ответили: " То, на чем сидят". Он огляделся по сторонам и увидел рабочего, сидящего на деревянном ящике. Представляю ваше удивление, когда тот человек принес вам этот ящик! Что заказали (то, на чем сидят), то и получили.

Далее учитель просит ребят четко и ясно объяснить, что же такое стул.

Возможные размышления школьников, поправляемые учителем:

— Ну, это просто. Стул — это предмет на ножках, на котором можно сидеть.
— На садовой скамейке тоже можно сидеть, следовательно, садовая скамейка это стул.
— Да как же можно перепутать садовую скамейку и стул?!
— Можно, если руководствоваться тем, как вы мне это объяснили. Садовая скамейка на ножках и на ней можно сидеть. Стул — это предмет на ножках, на котором можно сидеть. Следовательно, садовая скамейка — это стул. Это не мой вывод, а ваш. Кстати, не у всех стульев имеются ножки.
— Ну, на стуле может сидеть только один человек, а на садовой скамейке — много.
— Значит, так и надо сказать. Стул — это то, на чем может сидеть один человек. А два человека могут сидеть на стуле, если они не очень толстые?
— Да, могут.
— Как же тогда быть?
— Наверное, следует сказать, что стул предназначен для сидения одного человека, а сколько уж там людей сможет на него сесть — это их дело.
— Правильно!
— Теперь мы можем объяснить, что такое стул!
— Подождите, табуретка ведь также предназначена для сидения одного человека.
— Но у табуретки нет спинки!
— Конечно, но это также необходимо сказать, чтобы вас поняли.
— Тогда стул — это то, что предназначено для сидения одного человека и имеет спинку.
— Мне не очень нравится оборот «то, что». Нельзя ли нам заменить его какими-нибудь другими словами так, чтобы вышло изящнее?
— Надо подумать, к чему принадлежат стулья. Стулья принадлежат к мебели. Значит, стул — мебель.
— Лучше сказать, что стул — это предмет мебели.
— Точно! Поэтому получается, что стул — это предмет мебели, предназначенный для сидения одного человека и имеющий спинку.
— А кресло? Кресло тоже предмет мебели, служащий для сидения одного человека и имеющий спинку!
— Но у кресла есть подлокотники, а у стула нет!
— Правильно. Это тоже надо обязательно сказать.  
— Тогда получается, что стул — это предмет мебели, предназначенный для сидения одного человека, имеющий спинку и не имеющий подлокотников.
— Ну, вот. Пожалуй, теперь всем станет понятно, что есть стул, а что нет, и в сознании сформируется мысленный образ стула, а не табуретки или кресла.  Надо заметить, что мысли такого рода называются понятиями. А теперь у меня еще один вопрос к вам: так что же мы сделали?
— Мы получили мысль о стуле.
— Совершенно верно! А как мы это сделали?
— Перечислили признаки стула:
  • предмет мебели,
  • предназначенный для сидения одного человека,
  • имеющий спинку,
  • не имеющий подлокотников.
То есть дали определение понятия "стул": стул — это предмет мебели, предназначенный для сидения одного человека, имеющий спинку и не имеющий подлокотников.
— Очень хорошо. Теперь никто не принесет вам вместо стула ящик или что-нибудь в этом роде. Только мы выделили не просто признаки, а существенные признаки, то есть те, без которых понятие "стул" не формируется.

Подобная беседа обязательно поможет выяснить, что же такое стул, а в итоге — сформирует у школьников вывод о том, что для образования понятия необходимо научиться выделять существенные признаки объекта.
А это возможно только  в результате действий анализа, абстрагирования, сравнения, синтеза и обобщения, что и было показано на примере.

Следующее занятие можно посвятить именно этому вопросу. Успехов.

Пример взят из учебного пособия по логике В.Н. Брюшинкина "Практический курс логики для гуманитариев". Москва, 1996.

Продолжение следует...

У Вас недостаточно прав для добавления комментариев.
Возможно, вам необходимо зарегистрироваться на сайте.

Rambler's Top100