Занимательная

педагогика

Любимый край

Любимый край
Конкурс "Я - писатель"  У каждого человека есть свой любимый уголок Земли, любимый край. Чаще всего этим любимым уголком является малая родина – поселок, город и т.п., т.е. то место, где человек родился и вырос, место, с которым связаны приятные впечатления и воспоминания.

И у каждого отношение к своему любимому краю проявляется по-разному. Кто-то посвящает ему стихотворения или песни, кто-то рисует картины, тем самым прославляя любимый уголок и на многие годы увековечивая память о нем.
А кто-то в своих сочинениях описывает красоты и вдохновенно рассказывает историю своего любимого края, как это делают участники нашего литературного конкурса «Я – писатель».
Вот некоторые из них.

Борисова Альвина из 6«А» класса Акбулакской средней общеобразовательной школы №3 п.Акбулак Акбулакского района Оренбургской области со своим стихотворением

Мой Акбулак


Акбулак – мой край родной,
Край степной, ковыльный.
Летом ветер озорной
Мчит дорогой пыльной.
Солнце света и тепла
Не жалеет летом,
Только вьюжная зима
Освежит все снегом.
Я люблю мой край родной,
Осенью печальной,
Я люблю его весной,
Звонкой, величавой.
Расцветай родной мой край,
Богатым будь, счастливым,
Словно маленький мой рай,
Будь всегда красивым.

* * *

Шембулатова Анастасия из 10 класса Азановской средней общеобразовательной школы с.Азаново Медведевского района республики Марий Эл рассказывает о своем любимом крае.

Азаново – родина моя


Здравствуй, мой друг! Помнишь, как мы в финно-угорском лагере рассказывали о своих родных местах. Я с огромным интересом слушала каждого из нашего отряда. К сожалению, на «свечке» не все можно поведать, поэтому в письме хочу тебя познакомить с моим селом, с родным краем. Ты поймешь: у нас в марийском крае много удивительных мест, и у каждого своя история.
Жизнь любого населённого пункта очень похожа на жизнь отдельного человека: годы молодости и зрелости, расцвета и забвения, какие-то важные и незначительные события – всё это и есть биография.
Удивительное село – Азаново! Стоит на земле сотню лет, и каждое поколение оставило в нём незабываемую память о себе. Только присмотрись, и поразишься своеобразию его улиц, строений. Даже история возникновения поселения удивит. Легенда дала название селу. Давным-давно враги напали на селенье. Набег совершили ночью, когда все спали. Начали уже поджигать дома, а в одной семье проснулся ребенок и разбудил плачем взрослых. Те увидели, что враги окружают село, разбудили других из племени. Не удалось врасплох захватить мирных жителей. Так «аза» – ребёнок – спас своих односельчан.
Давно уже нет на земле тех, кто воздвиг первые дома на реке Манаге, однако память людская хранит их добрые дела. В центре Азанова – церковь, «жемчужина села». Построена на средства удельного крестьянина Василия Матвеева в 1801г. В 1861г. зазвенела колокольня, благодаря пожалованию крестьянина Алексия Семёновича Богомолова. Спустя столько лет, по-прежнему церковь Сретения – главная достопримечательность села Азаново. Идут прихожане в храм, сами становятся чище душой и отдают односельчанам частички добра, веры, красоты. Радует глаз территория церкви с ранней весны до поздней осени: цветут разные-разные цветы.
От храма расходятся улицы. Раньше были Ясачный край, теперь улица Советская, Удельный край, сейчас улица Октябрьская, Слободка – переулок Лесной. На другом берегу р.Манаги была Горка, затем Мишканка, ныне ул. Эшпая. Старые названия – теперь живая история человечества. Когда-то в селении было 25 домов, нынче дома как башни рвутся ввысь.
Каждое новое поколение возводит для себя новые здания в соответствии со своими вкусами, со своей мечтой о красоте и гармонии. Наше село имеет своё лицо и свой характер. У нас ежегодно рождается много детей. Родители желают, чтоб детишкам было, где играть, развиваться, поэтому в каждом дворе разбиты замечательные игровые площадки. Яркие, удобные, надёжные. Не умолкает ребячий смех. Довольны жители села, рады дети.
Село Азаново издавна считалось центром культурной жизни. С декабря 1867г. начинает своё существование школа, до этого в округе учебное заведение было только в с.Кузнецово. Инициатива исходила от самих жителей, и староста Алексей Семенов вёл активную работу, чтобы дети учились у себя в селе. В 1869 г. Азановское училище было призвано лучшим в приходе, так как учителя старались ввести новейшие приёмы обучения. До сих пор Азановская средняя школа – лучшая в округе.
С 1907г. жителям села стали оказывать квалифицированную медицинскую помощь. Работал медпункт, врачебная амбулатория, затем участковая больница.
С 1917г. был открыт народный дом. Азановцы тянулись не только к знаниям, но и к культуре. Читали книги, ставили спектакли. Рады были сельчане, когда в 1983г. было открыто новое здание Центра Досуга, красивое, комфортное. Дети гармонично развиваются, взрослые «отдыхают душой», посещают концерты, клубы по интересам. Особенно любит Центр Досуга ансамбль ветеранов. «Сколько было счастливых минут, сколько было исполнено песен, мы легко себя чувствуем тут, клуб для нас никогда не был тесен», - признаются они.
Древнее наше село, но люди никогда не забывают о том, что они – всё-таки дети природы. Старые и новые современные дома не отделяют, не отгораживают человека от полей, рек, леса. Поэтому Азаново – «зелённое» село: много насаждений, разбит парк (память о погибших односельчанах в годы Великой Отечественной войны), в центре села красуется берёзовая аллея.
Знаешь, наш класс в прошлом году разработал проект «Стихи – голос души». В нем мы вели исследовательскую работу по творчеству азановских поэтов. Мне очень понравилось стихотворение Гончаровой Л.В., нашей учительницы, про село Азаново:

Так любите себя и своё село,
Детей, мужей, соседей и природу,
Пусть красота, как волшебство,
Подарит радость и свободу.

Она права: мы любим наше село, у такого красивого современного селения есть прошлое, настоящее и есть будущее, которое в руках сельчан, женщин-красавиц, мужчин на загляденье, оно в наших руках! До свидания, надеюсь, ты теперь понял: я живу в прекрасном месте, и название ему – село Азаново.

* * *

Глебова Вероника из 7«Б» класса средней общеобразовательной школы №28 г.Магнитогорск и ее история

Я и мой город


Я и мой город Как истинный патриот, я люблю свой город. Будучи ещё совсем маленькой, а точнее, когда я ходила ногами под стол, много раз видела свой город. Я сама, без посторонней помощи, залазила на подоконник закрытого окна, при этом не боясь высоты, и видела простой серый город: его атмосферу сильно загрязнял комбинат, серый дым которого клубился под голубым небом. Но я не понимала тогда, что это вообще дым. Мне казалось, что этот серый дым в небе - такое же безопасное явление природы, как дождь или гром. Но это не вызывало истинного восхищения у меня.
Рядом с моим домом проходит автомобильная трасса, где каждый день проносятся тысячи машин. Мне казалось, что мой город сумасшедший, ведь глазела по утрам на спешащих на работу людей. Время действительно мчалось со скоростью света, но никто не мог даже и подумать, а тем более я, что родной Магнитогорск быстро начнёт меняться вместе со мной.
И вот мне десять лет. Я всё чаще начала ездить в лагеря, где пейзажи местности были по-настоящему красивыми: густые леса, шелковистая зелёная трава, которую нежно колыхал ветер на просторных полях. В местах, где я побывала, красивая полная луна ночью заменяла простой светильник, а звёзды пышной россыпью обрамляли бескрайнее чёрное небо. И тогда я по-настоящему поняла, что окружающая природа не везде совершенна. Её красота во многом зависит от самих людей. И я осознала, что могу внести свой вклад в жизнь города, сделав что-то полезное для него. Но поначалу не знала, как именно я могу усовершенствовать местность, где живу.
Вскоре до меня дошёл слух о том, что я так же, как и все, могу принять участие в мероприятии по уборке своего города. Ведь в конце апреля люди выходят на массовые субботники. И вот, когда наступила долгожданная суббота, мы всем домом дружно отправились убирать мусор, каждый около своего подъезда. Кто-то разжигал костры, чтобы затем бросить туда, собранную нами листву, ещё оставшуюся с осени, распиленные ветки деревьев, кто-то выдирал ненужные сорняки, а я собирала яркие разноцветные фантики от моих самых любимых конфет.
Конечно, все меня хвалили в процессе моей работы. Но я, понимая, что это - всего лишь обязанность каждого проживающего в городе гражданина, не осознавала, почему все меня так хвалили. Я считала, что все должны убирать свой город, делая при этом его чуточку лучше. С тех пор, вот уже четыре года, я с удовольствием спешу на уборку территории: и на субботник в школу, и на субботник, который организовывается старшими жителями. В этом и есть мой вклад в то, чтобы любимый город был не только счастливым, но и красивым!

* * *

Сижажев Тимур из 7 класса средней общеобразовательной школы №4 с.Александровка Ейского района Краснодарского края и его стихотворение

Моя Кубань


Хороша земля у нас:
Птицам здесь раздолье,
Золотых полей ковры,
Встретят с хлебом, с солью.
На лугах цветы цветут
И стада пасутся,
Во дворах у всех людей
Курочки несутся.
Рыба ловится в морях,
Солнце нивы греет.
Дорожить своей землёй
Каждый здесь умеет.
Я люблю свою Кубань
И в снегу, и в цвете
(Ведь, когда идёт снежок,
Радуются дети)!
Мелкий дождик моросит,
Гром вдали грохочет.
Это всё моя Кубань!
Приезжай, кто хочет!

* * *

Дутка Каролина из 9«Б» класса Бендерской гимназии №2 г.Бендеры Приднестровья со своим рассказом

Прогулка по родному городу


Мне посчастливилось родиться и жить в городе Бендеры, который я очень люблю. Мне нравится часами бродить по тихим улицам, площадям, аллеям, паркам и скверам, слушать праздничный звон колоколов и тихое журчание Бендерских фонтанов. Своё путешествие по родному городу я начинаю с набережной.
Я иду и любуюсь красотой днестровского берега. Ветви деревьев, спускаясь в воду Днестра, образуют зелёную аллею. Изобилие зелени, цветочных клумб, чистый речной воздух привлекает сюда горожан и гостей города, особенно в летние месяцы. Седовласый Днестр - свидетель многих событий на протяжении нескольких поколений бендерчан. Нашему древнему городу, которому уже почти 600 лет, пришлось много испытать на своём историческом пути. Он не раз сжигался врагами, но вновь возрождался и расцветал, выдержав все испытания. И сейчас любимый город хорошеет с каждым днём.
Я шагаю по ровным тихим бендерским улицам и любуюсь разноцветьем цветочных клумб, на которых можно увидеть самые разнообразные цветы. Но главное место среди цветочного царства по праву занимают розы, которых особенно много в Бендерах. Красота и сказочный аромат розовых кустов чарует и завораживает. Я выхожу на центральную площадь. Здесь, рядом со зданием Госадминистрации расположен Преображенский Собор - архитектурный памятник нашего города. В верхней части Собора расположена колокольня, извещающая бендерчан о всех религиозных праздниках торжественным звоном колоколов.
Я продолжаю свою прогулку по родному городу и подхожу к Бендерской крепости, построенной ещё в ХV веке. Крепость представляет собой прямоугольник с башенками, соединёнными высокой стеной. Можно только предположить, как много крови было пролито здесь, у стен этой уникальной крепости. Но бендерчане свято хранят в памяти имена всех героев, отдавших жизнь за наш город. Эти имена увековечены на памятниках.
Одним из таких священных мест является Аллея Славы с Вечным огнём на Площади Героев. Сюда каждый год 9 Мая приходят бендерчане с цветами, чтобы ещё и ещё раз почтить память воинов Отечественной войны - освободителей Бендер в 1944 году. Ещё один мемориальный памятник - "Чёрный забор" - находится на привокзальной площади и посвящён участникам обороны Бендер в 1918 году. С привокзальной площади я сворачиваю на улицу Пушкина и с удовольствием подхожу к небольшому скверику, где на мраморном памятнике запечатлён Великий Пушкин. Здесь я бываю часто, каждое утро, когда иду в школу. Я всегда почтительно здороваюсь с любимым поэтом, а он, как мне кажется, лукаво мне подмигивает.
Моя небольшая прогулка по Бендерам, увы, заканчивается, но впереди будет ещё много свиданий с городом на Днестре, который не может оставить никого равнодушным, кто хоть однажды здесь побывал, любовался памятниками старины, бродил по зелёным дубравам или загорал на берегу реки.
"Город парков, город скверов! Это город мой - Бендеры!".

* * *

Охрименко Роман из 7 класса средней общеобразовательной школы №4 с.Александровка Ейского района Краснодарского края со своим стихотворением-песней

Моя Родина


Черное море, Азовское море,
Горы да небо, без края поля,
Светлые реки, посёлки, станицы –
Это кубанская наша земля!
Недалеко мы от Ейска живём –
Есть городок такой на Кубани-
Здесь, в Александровке, дедушкин дом
И золотится закат над садами.
Ты за околицу выйдешь села:
Полем тропинка бежит до лимана,
Чайки кричат, над обрывом – туман,
Плещутся волны о берег упрямо.
Улицы ровные к центру ведут.
Ну, а как только весна наступает,
Вишни и яблони дружно цветут –
В белом наряде всё утопает.
В самом же центре родного села -
Ввысь, в поднебесье поднятые краном –
Золотом ярким горят купола,
Крася главу православного храма!
Здесь я родился и здесь я живу,
В школе учусь и общаюсь с друзьями.
Очень люблю я родное село –
Это частица любимой Кубани!

* * *

Хан Станислав из 10«А» класса средней общеобразовательной школы №3 им.Р.Калмыкова г.Баксан Кабардино-Балкарии со своими стихотворениями-призывом

Посвящение родному Кавказу


Кабардино-Балкария – место, где живут в мире и согласии многие народы. На мой взгляд, не каждая республика или область может нести в себе многонациональный состав. А КБР делает это с завидным успехом, и мы этим гордимся. Переплетение разных культур, их взаимодействие делает ее самой сильной, толерантной республикой. О ее красоте слагают легенды.
Мой призыв - любить свою Родину, оставаться до конца своих лет ей верным, не предавать ее.

Святые места

Поверьте, в каждом есть из нас,
Частичка чистоты душевной,
Храним ее мы как алмаз,
И остаемся до конца ей верной.
Нальчик славится своею красотой,
Храм Марии Магдалины появился здесь,
Чтобы христиане изредка, порой,
Могли поверить в силу сих чудес.
Неподалеку есть мечеть прекрасная,
Она стоит, неся в себе добро.
Освещает ее солнце ясное,
И позади все оставляет зло.

Единство

В Кабардино-Балкарской республике,
Много разных наций проживает,
В мире, в согласии, в любви,
Республика родная процветает.
Они - пример для многих стран,
Где войны, беды, беспорядки,
Мы для России словно талисман,
У нас везде и все в порядке.

Неповторимо…

Я смотрю на снежные вершины,
Поражаюсь красотою гор,
Их рассекают чудные долины,
И у подножия сосновый бор.
Природа Кабарды неповторима,
Такую не найдешь нигде и никогда,
Она как человек ранима,
Храните ее жители, прошу, всегда.
Она - прославит землю эту,
Она - наследие времен,
Вы только сберегите эти чудеса,
Горы, реки и леса…

Заключение

Я верю, люблю и надеюсь. Я верю в то, что люди через некоторое время станут милосерднее, гуманнее, толерантнее. Я люблю свою Родину, которая дала мне возможность жить в мире и согласии, и призываю остальных быть ей верными. Я надеюсь, что мы не забудем тех, кого нет с нами, и будем помнить их до конца своих дней. В данной работе я хотел показать вам свое восприятие мира. Эти чувства, переживания и эмоции я передавал с помощью своих стихотворений. Надеюсь, работа заставит вас призадуматься над происходящим сегодня.
Хочу призвать всех любить свою Родину, сохранять ее природу, не забывать о тех, кто покинул нас и ушел в мир иной.

Призыв

Скажи о наболевшем людям,
Не бойся правды, искренним побудь,
Иначе сами мы себя погубим,
А исповедь откроет жизни суть.

* * *

Салаватова Алсу из 9«В» класса гимназии №2 г.Стерлитамак со своим рассказом

Город в альбоме


Варфоломей был студентом миланской Академии искусства. На каникулы он поехал в родную Припять. Он не знал о катастрофе в Чернобыле, потому что, когда взорвался четвертый энергоблок, Варфоломей работал над своим проектом. Вообще, он был оторван от реальной жизни.
Припять встретила его пустыми улицами. Вдоль них свистел равнодушный ветер и проносил скомканные газеты, напоминающие перекати-поле. Дома слепыми окнами таращились в бесконечность. Здесь еще остались следы недавнего пребывания человека: брошенный велосипед, помятая женская шляпка, консервные банки и бутылки, позабытые школьные тетради, но город уже был мертв.
Варфоломей брел по пыльному тротуару и не мог понять, что случилось, почему все покинуто… Вот и дом, где он рос. И здесь никого нет. Где бабульки-сплетницы на скамеечке? Где дети на каруселях?
Он отпер дверь квартиры с безумной надеждой увидеть семью. Напрасно. Сквозняк гонял комки пыли. Вот любимая кукла сестренки, мамино разбитое зеркальце, его домашние тапочки… Варфоломей задумчиво прошел в отцовский кабинет. Стул был опрокинут, как если бы отец резко вскочил и бросился бежать. Тонкий палец юноши оставил в слое грязи на столе чистый след. Книги отца валялись на полу. Как будто кто-то тряс книжный шкаф.
Рыдая в голос, Варфоломей выскочил из квартиры. Над его головой по-прежнему сияло безмятежное небо Припяти. Он прошел по родной улице до безжизненного парка и сел на траву. Его тошнило, болела голова, слезы душили горло. Вокруг метались щепки и обрывки фотографий. Было необходимо выразить чувства на бумаге. Молодой человек достал альбом, но карандашей у него с собой не было. Он огляделся, пошарил по земле руками и, невероятно, нашел старый, обломанный карандаш! Прислонился спиной к сухому стволу, положил альбом на колени, погрыз кончик карандаша. Уверенными смелыми движениями он набросал перспективу улицы. Точными штрихами наметил дома с сияющими окнами. Во дворе резвились дети. Деревья спокойно шелестели на альбомном листе. Оставались последние детали: блики на стеклах машин, взъерошенную шерсть кошки, цветы на клумбах, тени под бордюрами. Карандаш скользил по бумаге, рождая новую Припять.
Когда рисунок был закончен, Варфоломей встал, отряхнулся и вошел в альбомный лист, в родной живой город, где пели птицы, играли дети, судачили взрослые, шумели деревья.
Если бы в реальной Припяти, объятой смертью, остался хотя бы один живой человек, он бы увидел лишь удивительно точное, детально прорисованное изображение. Оно дышало жизнью и светом. На заднем плане можно было разглядеть грустного молодого человека с волшебным карандашом в руке.

* * *

Попов Александр из 6«А» класса средней общеобразовательной школы №3 п.Никель Мурманской области и его

Сказание о Великом Тунтури


Давным-давно на нашей Печенгской земле, в устье реки Колласйоки, жили пазрецкие саамы-колтта. Реки и озера были полны рыбой, и каждая семья имела много оленей. Рядом с ними в тундре жил огромный великан, звали его Тунтури, что на языке саамов означало - гора.
Великан был огромного роста. У него была очень уродливая голова, которая на всех нагоняла ужас. Ноги напоминали могучие дубы, и при ходьбе сотрясалась земля. Одной своей ступней он мог раздавить вежу и даже не заметить. Очень толстый от еды живот при ходьбе раскачивался из стороны в сторону. В день великан съедал по двадцать оленей.
Сила Тунтури была настолько велика, что он без труда мог оторвать вершину горы и бросить в море.
Все золото, драгоценные камни, рыбу и жемчуг, которые добывали саамы, у них отбирал Тунтури. Раз в неделю из каждой саамской семьи привязывали к дереву на горе оленей, чтобы накормить Тунтури. А если оленей не было, то великан сердито топал ногами и начинался камнепад. И много саамов погибало под камнями…

Сказание о Великом ТунтуриКогда саамские ребятишки уходили далеко от дома, то становились добычей Тунтури и больше никогда не возвращались.
Будто черная туча сгустилась над народом саами…
Собрались нойды со всех погостов и стали решать, как избавить северный народ от такой напасти. Но волшебная сила великана была сильнее колдовства нойдов, и они смогли только наслать на Тунтури проклятье. Оно гласило, что как только великан дотронется до земли своим драгоценным ожерельем, которое он никогда не снимал, то сразу окаменеет. Но Тунтури никогда не ложился на землю и даже спал, опираясь на скалу.
Чтобы спасти саамский народ, отправили нойды к Тунтури самого смелого, сильного, умного и хитрого саама, звали его Кйинч (убивающий врагов богатырь). Он придумал, как обхитрить злого великана.
Бесстрашный охотник пошёл к Тунтури и рассказал, что привёл к нему целое стадо оленей. Великан обрадовался и стал искать их. Но, кроме саама, никого не увидел. И своим грозным голосом проревел:
- Где же они?!!
Тогда саам лёг на землю и сказал:
- Я слышу их топот, послушай и ты, если не веришь!
И как только Тунтури нагнулся, ожерелье с драгоценными камнями коснулось земли, великан упал и превратился в камень!
Так Кйинч победил хитростью страшного великана, а в Печенгской тундре на месте, где окаменел Тунтури, образовались горы, богатые никелем и медью. Саамы так их и назвали: Кивитунтури (в переводе с саамского - каменная голова); Каулатунтури (шея); Хоусутунтури (штаны), Корватунтури (ухо), Кескитунтури (средняя часть), Куорпукас (корпус).
Горы эти высятся до сей поры как напоминание о страшном Тунтури.

* * *


Дорогие друзья!

Не забывайте, пожалуйста, оставлять в комментариях свои отзывы о творчестве конкурсантов. Они будут учтены жюри.

Тэги: Творчество юных писателей

Комментарии   

0 #1 Наталья Владимировна 29.06.2010 21:03
Все работы достойные, но хотелось бы, выделить работу Станислава Хан. Давно хотела посетить Кабардино-Балкарию, но никак не решалась, но после этих строк - поеду этим же августом. Спасибо тебе, Станислав.

У Вас недостаточно прав для добавления комментариев.
Возможно, вам необходимо зарегистрироваться на сайте.

Rambler's Top100