апр17
Пример учителя
Основные принципы работы учителя
Важный аспект полноценного обучения – пример учителя. Маловероятно, чтобы учащиеся смогли получить полноценное образование у учителя, который прекрасно знает свой предмет, но тяготится своей работы и не получает от нее видимого удовольствия. Именно от учителей, от их примера, во многом зависит то, станет ли желанной целью для учащихся не просто взрослый, а образованный взрослый.
Само многообразие педагогического опыта учителей, разными путями приходящих к идеям гуманистического преподавания, свидетельствует о том, что оно представляет собой не некую одинаковую для всех «педагогическую технологию», а совокупность ценностей, своеобразную «педагогическую философию», неразрывно связанную с личностным способом бытия человека в мире. В эту систему ценностей входят убеждения в личностном достоинстве каждого человека, в важности и значимости для каждого человека способностей и возможностей к свободному выбору, самосовершенствованию, ответственности за свои поступки, творческому и радостному учению.
Роберт Берне в своей книге «Развитие Я-концепции и воспитание» так формулирует основные принципы, которым должен следовать в своей работе учитель, стремящийся добиться гуманизации межличностных взаимоотношений с учащимися:
Само многообразие педагогического опыта учителей, разными путями приходящих к идеям гуманистического преподавания, свидетельствует о том, что оно представляет собой не некую одинаковую для всех «педагогическую технологию», а совокупность ценностей, своеобразную «педагогическую философию», неразрывно связанную с личностным способом бытия человека в мире. В эту систему ценностей входят убеждения в личностном достоинстве каждого человека, в важности и значимости для каждого человека способностей и возможностей к свободному выбору, самосовершенствованию, ответственности за свои поступки, творческому и радостному учению.
Роберт Берне в своей книге «Развитие Я-концепции и воспитание» так формулирует основные принципы, которым должен следовать в своей работе учитель, стремящийся добиться гуманизации межличностных взаимоотношений с учащимися:
- С самого начала и на всем протяжении учебного процесса учитель демонстрирует детям свое полное к ним доверие.
- Он помогает учащимся в формулировании и уточнении целей и задач, стоящих как перед группами, так и перед каждым учащимся в отдельности.
- Он всегда исходит из того, что у учащихся есть внутренняя мотивация к учению.
- Он выступает для учащихся в качестве источника разнообразного опыта, к которому всегда можно обратиться за помощью, столкнувшись с трудностями в решении той или иной задачи.
- В такой роли он выступает для каждого учащегося.
- Он способен чувствовать эмоциональный настрой группы и принимать его.
- Он является активным участником группового взаимодействия.
- Он открыто выражает в группе свои чувства.
- Он стремится к достижению эмпатии, позволяющей понимать чувства и переживания каждого.
- Он хорошо знает самого себя.
Стоит задуматься?