янв17
Вперед, к совершенству – 1
Эта статья-размышление призывает к обсуждению очень актуальной в наше время проблемы воспитания педагога-профессионала. Какой он сегодня, педагог-профессионал, и что его характеризует как профессионала?
Основной целью деятельности образовательных учреждений сегодня является формирование развитой
(полноценной, зрелой) личности. Зрелость личности проявляется в ее способности к активной и осознанной деятельности в обществе, в гармонизации множественных отношений к окружающему миру и самому себе с соответствующими формами поведения. Эти показатели выступают в качестве условия ее психологического здоровья и многогранного проявления индивидуальности.
Под здоровьем будем понимать единство физического, психического и духовно-нравственного здоровья. В настоящее время к этому «комплекту» ученые психологи, валеологи и социологи добавляют еще психологическую и социальную составляющую.
Для дальнейшего обсуждения темы статьи необходимо прояснить смысл термина «психологическое здоровье», под которым понимается «высокий уровень социально психологической адаптации, проявляющийся в гармоничных отношениях с окружающими, объективным ощущением психологического комфорта и высоким потенциалом достижения благополучия в жизни» (Н.К.Смирнов. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. М., Аркти. 2005).
Современная образовательная парадигма задает направленность развития личности в достаточно общем виде, чтобы не препятствовать ее индивидуальной вариативности. Личностно-ориентированная модель образования изменяет прежнюю стратегию подхода к учащимся и формирует новые цели образования, направленные на максимальное раскрытие и развитие индивидуальных способностей личности, ее интересов, потребностей, мотивов, ценностных установок. Такое образование обращено к развивающемуся человеку, к его запросам и познавательным интересам, условиям жизнедеятельности и трудностям. Оно обеспечивает учащемуся успешность в индивидуальных и коллективных видах деятельности, ориентирует его на развитие.
Таким образом, основная деятельность образовательного учреждения должна состоять в создании необходимых условий для обеспечения личностно-значимых человеческих взаимоотношений и факторов, формирующих индивидуально-психологическое здоровье учащегося, обусловленное социальным признанием за реальные достижения, ростом уважения, чувством глубокой комфортности.
Появляется первое противоречие между достаточно хорошей теоретической разработанностью вопросов обеспечения этих необходимых условий и слабой адаптацией разработанных методов и технологий к образовательному процессу.
Факт стремительного роста информации, которой необходимо овладеть современному человеку, приводит ко второму противоречию между быстрым темпом приращения знаний и ограниченными возможностями их усвоения индивидом. Именно это противоречие и заставило педагогическую теорию и практику перейти к максимальному развитию способностей человека, к самобразованию, потребность и готовность к которому необходимо формировать уже в средней школе.
Появляется необходимость обучать учащихся здоровьесберегающим принципам учебной работы во избежание их перегрузки и переутомления, лишних энергозатрат со стороны как учащихся, так и учителей. Во избежание некачественного усвоения школьниками учебного материала и с целью выработки у них навыков учебной работы необходимо руководствоваться принципами мыследеятельностной педагогики.
Исследования многих ученых подтвердили, что в образовательных учебных программах не отводится специального времени для овладения учащимися эффективными способами умственной учебной работы, развития многих интеллектуальных способностей, ключевых компетенций, характеризующих хозяина собственной жизнедеятельности. Способами учебной работы в условиях образовательного процесса учащиеся, как правило, овладевают стихийно, путем проб и ошибок, прибегая зачастую к очень вредным (например, вроде зубрежки при запоминании учебного материала). В условиях жесткого регламента учебы это приводит к хронической неуспеваемости, калечит умственные способности учащихся, истощает их нервную систему.
На страницах нашего сайта в статье «Пора задуматься» уже рассказывалось о неблагоприятном, порой даже негативном, воздействии образовательного процесса на здоровье его участников.
Как же в таких условиях максимально развивать способности учащегося, создавать условия для их реализации, формировать потребность в самопознании и саморазвитии, готовность к самообразованию? И каким образом это сможет осуществить педагог, психологическая и валеологическая компетентности которого оставляют желать лучшего?
Решение этих проблем не представляется возможным без привлечения валеологии, которая изучает уровень развития, потенциал и резервы физического и психического здоровья, а также методики, средства, технологии его сохранения и укрепления.
Уже давно и много говорится о том, что к профессиональному росту педагога ведет повышение его психологической компетентности, но, к сожалению, работа в этом направлении ведется очень слабо. Зададим себе вопрос: «Как можно развивать какие-либо способности личности, формировать умения осмысленно воспринимать, понимать, запоминать учебный материал при помощи приемов мнемотехники, продуктивно его усваивать, вырабатывать операции мышления и т.д., не владея знаниями возрастной психологии, педагогической психологии, не зная закономерностей и не представляя себе «работу» познавательных процессов (внимание, восприятие, память, мышление, речь и др.)?
Чтобы содействовать развитию и становлению личности учащегося, надо знать закономерности этого процесса, механизмы формирования социально-ценностных отношений и обретения индивидуальности, осознать принципы педагогики сотрудничества и здоровьесберегающей педагогики, предписывающие осуществление этой деятельности на личностно-возвышающей основе без ущерба для здоровья обеих сторон. Своевольное выстраивание системы воздействий на личность без опоры на объективную природу предмета воздействия чревато последствиями для всех участников образовательного процесса. Следует помнить о том, что «одно неосторожное слово, один непродуманный шаг педагога могут надломить ребенка так, что потом не помогут никакие воспитательные ухищрения» (Белкин А.С. Ситуация успеха. Как ее создать. М., Просвещение. 1991).
Недостаток идей и технологий практической психологии и валеологии в деятельности педагога служит одним из тормозов повышения эффективности образовательного процесса.
Актуальность данной проблематики обусловлена объективными потребностями педагогической теории и практики в целенаправленном
Проблема воспитания бережного отношения к собственному здоровью, сохранения здоровья в наше время стала наиважнейшей. Здоровье и качество жизни призваны основополагающими ценностями системы образования, что нашло свое отражение в Концепции модернизации российского образования. Проблемы обеспечения условий развития полноценной личности в образовательном учреждении напрямую связаны с вопросы безопасности образовательного процесса, сохранения и укрепления здоровья его участников.
В результате приоритетными направлениями работы любого образовательного учреждения, формирующего полноценную личность каждого воспитанника и проявляющего заботу обо всех участниках воспитательного процесса, должны стать охрана и защита их прав, интересов и здоровья.
Противоречий и вопросов практического плана возникает очень много. Все они формируют главную проблему: как в условиях образовательного процесса сформировать полноценную здоровую личность, максимально подготовленную к жизни, где и какими знаниями должен овладеть педагог, содействующий учащемуся в решении этой нелегкой задачи и обеспечивающий здоровьесберегающие и личностно-возвышающие условия для результативного взаимодействия?
Какие способности в себе нужно развить педагогу, чтобы
Как же педагогу реализовать сегодня в условиях образовательного процесса принципиально новую концепцию профессиональной деятельности, предписанной современными тенденциями развития образовательного процесса, которые диктуют постановку важнейшей цели: создание условий для перехода от «знаниевой» модели образования к модели «способностей»?
Вероятно, его работа как профессионала должна быть направлена на организацию такого сопровождения учебно-воспитательного процесса, которое бы помогло решить эти и многие другие проблемы, и ориентирована на поиск эффективных способов оптимизации образовательного процесса на личностно-возвышающей и здоровьесохранной основе.
Речь идет о психолого-педагогическом и валеологическом сопровождении учебно-воспитательного процесса, который требует от педагога серьезной работы по повышению своей психологической и валеологической компетентности, что является необходимым условием профессионального роста педагога.
Таким образом, организация психолого-педагогического и валеологического сопровождения учебно-воспитательного процесса в своем «социуме» – главная задача современного педагога-профессионала. А решать эту задачу надо посредством вооружения знаниями возрастной психологии, педагогической психологи, психологии творчества и валеологии. Но не только...
Продолжение следует...
Под здоровьем будем понимать единство физического, психического и духовно-нравственного здоровья. В настоящее время к этому «комплекту» ученые психологи, валеологи и социологи добавляют еще психологическую и социальную составляющую.
Для дальнейшего обсуждения темы статьи необходимо прояснить смысл термина «психологическое здоровье», под которым понимается «высокий уровень социально психологической адаптации, проявляющийся в гармоничных отношениях с окружающими, объективным ощущением психологического комфорта и высоким потенциалом достижения благополучия в жизни» (Н.К.Смирнов. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. М., Аркти. 2005).
Современная образовательная парадигма задает направленность развития личности в достаточно общем виде, чтобы не препятствовать ее индивидуальной вариативности. Личностно-ориентированная модель образования изменяет прежнюю стратегию подхода к учащимся и формирует новые цели образования, направленные на максимальное раскрытие и развитие индивидуальных способностей личности, ее интересов, потребностей, мотивов, ценностных установок. Такое образование обращено к развивающемуся человеку, к его запросам и познавательным интересам, условиям жизнедеятельности и трудностям. Оно обеспечивает учащемуся успешность в индивидуальных и коллективных видах деятельности, ориентирует его на развитие.
Таким образом, основная деятельность образовательного учреждения должна состоять в создании необходимых условий для обеспечения личностно-значимых человеческих взаимоотношений и факторов, формирующих индивидуально-психологическое здоровье учащегося, обусловленное социальным признанием за реальные достижения, ростом уважения, чувством глубокой комфортности.
Появляется первое противоречие между достаточно хорошей теоретической разработанностью вопросов обеспечения этих необходимых условий и слабой адаптацией разработанных методов и технологий к образовательному процессу.
Факт стремительного роста информации, которой необходимо овладеть современному человеку, приводит ко второму противоречию между быстрым темпом приращения знаний и ограниченными возможностями их усвоения индивидом. Именно это противоречие и заставило педагогическую теорию и практику перейти к максимальному развитию способностей человека, к самобразованию, потребность и готовность к которому необходимо формировать уже в средней школе.
Появляется необходимость обучать учащихся здоровьесберегающим принципам учебной работы во избежание их перегрузки и переутомления, лишних энергозатрат со стороны как учащихся, так и учителей. Во избежание некачественного усвоения школьниками учебного материала и с целью выработки у них навыков учебной работы необходимо руководствоваться принципами мыследеятельностной педагогики.
Исследования многих ученых подтвердили, что в образовательных учебных программах не отводится специального времени для овладения учащимися эффективными способами умственной учебной работы, развития многих интеллектуальных способностей, ключевых компетенций, характеризующих хозяина собственной жизнедеятельности. Способами учебной работы в условиях образовательного процесса учащиеся, как правило, овладевают стихийно, путем проб и ошибок, прибегая зачастую к очень вредным (например, вроде зубрежки при запоминании учебного материала). В условиях жесткого регламента учебы это приводит к хронической неуспеваемости, калечит умственные способности учащихся, истощает их нервную систему.
На страницах нашего сайта в статье «Пора задуматься» уже рассказывалось о неблагоприятном, порой даже негативном, воздействии образовательного процесса на здоровье его участников.
Как же в таких условиях максимально развивать способности учащегося, создавать условия для их реализации, формировать потребность в самопознании и саморазвитии, готовность к самообразованию? И каким образом это сможет осуществить педагог, психологическая и валеологическая компетентности которого оставляют желать лучшего?
Решение этих проблем не представляется возможным без привлечения валеологии, которая изучает уровень развития, потенциал и резервы физического и психического здоровья, а также методики, средства, технологии его сохранения и укрепления.
Уже давно и много говорится о том, что к профессиональному росту педагога ведет повышение его психологической компетентности, но, к сожалению, работа в этом направлении ведется очень слабо. Зададим себе вопрос: «Как можно развивать какие-либо способности личности, формировать умения осмысленно воспринимать, понимать, запоминать учебный материал при помощи приемов мнемотехники, продуктивно его усваивать, вырабатывать операции мышления и т.д., не владея знаниями возрастной психологии, педагогической психологии, не зная закономерностей и не представляя себе «работу» познавательных процессов (внимание, восприятие, память, мышление, речь и др.)?
Чтобы содействовать развитию и становлению личности учащегося, надо знать закономерности этого процесса, механизмы формирования социально-ценностных отношений и обретения индивидуальности, осознать принципы педагогики сотрудничества и здоровьесберегающей педагогики, предписывающие осуществление этой деятельности на личностно-возвышающей основе без ущерба для здоровья обеих сторон. Своевольное выстраивание системы воздействий на личность без опоры на объективную природу предмета воздействия чревато последствиями для всех участников образовательного процесса. Следует помнить о том, что «одно неосторожное слово, один непродуманный шаг педагога могут надломить ребенка так, что потом не помогут никакие воспитательные ухищрения» (Белкин А.С. Ситуация успеха. Как ее создать. М., Просвещение. 1991).
Недостаток идей и технологий практической психологии и валеологии в деятельности педагога служит одним из тормозов повышения эффективности образовательного процесса.
Актуальность данной проблематики обусловлена объективными потребностями педагогической теории и практики в целенаправленном
- обучении учащихся способам учебно-познавательной деятельности, приёмам саморегуляции личности, умениям самообучения и самообразования, правилам качественного, полноценного усвоения учебного материала;
- формировании способности анализировать, критично воспринимать и оценивать себя и окружающую действительность, творчески мыслить, самостоятельно принимать решения и действовать в соответствии с собственными планами, ставить и разрешать проблемы, правильно определять меру свободы и ответственности, делать осознанный выбор, адекватно оценивать свои силы и находить возможности их применения, легко приспосабливается к меняющейся социальной ситуации без больших моральных издержек;
- воспитании бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих, потребности в самопознании и саморазвитии, стремления заботиться о своей жизни и окружающей природе, грамотно общаться и обращаться с окружающими.
Проблема воспитания бережного отношения к собственному здоровью, сохранения здоровья в наше время стала наиважнейшей. Здоровье и качество жизни призваны основополагающими ценностями системы образования, что нашло свое отражение в Концепции модернизации российского образования. Проблемы обеспечения условий развития полноценной личности в образовательном учреждении напрямую связаны с вопросы безопасности образовательного процесса, сохранения и укрепления здоровья его участников.
В результате приоритетными направлениями работы любого образовательного учреждения, формирующего полноценную личность каждого воспитанника и проявляющего заботу обо всех участниках воспитательного процесса, должны стать охрана и защита их прав, интересов и здоровья.
Противоречий и вопросов практического плана возникает очень много. Все они формируют главную проблему: как в условиях образовательного процесса сформировать полноценную здоровую личность, максимально подготовленную к жизни, где и какими знаниями должен овладеть педагог, содействующий учащемуся в решении этой нелегкой задачи и обеспечивающий здоровьесберегающие и личностно-возвышающие условия для результативного взаимодействия?
Какие способности в себе нужно развить педагогу, чтобы
- доступно и результативно излагать учебный материал;
- научить школьников способам продуктивного усвоения, приемам организации собственной учебно-познавательной деятельности, умениям выражать свои способности;
- выработать у ребят потребность и готовность к ведению здорового образа жизни, самообразованию и самовоспитанию;
- помочь родителям эффективно использовать методы опосредованного воспитания и приемы установления контакта со своими детьми.
Как же педагогу реализовать сегодня в условиях образовательного процесса принципиально новую концепцию профессиональной деятельности, предписанной современными тенденциями развития образовательного процесса, которые диктуют постановку важнейшей цели: создание условий для перехода от «знаниевой» модели образования к модели «способностей»?
Вероятно, его работа как профессионала должна быть направлена на организацию такого сопровождения учебно-воспитательного процесса, которое бы помогло решить эти и многие другие проблемы, и ориентирована на поиск эффективных способов оптимизации образовательного процесса на личностно-возвышающей и здоровьесохранной основе.
Речь идет о психолого-педагогическом и валеологическом сопровождении учебно-воспитательного процесса, который требует от педагога серьезной работы по повышению своей психологической и валеологической компетентности, что является необходимым условием профессионального роста педагога.
Таким образом, организация психолого-педагогического и валеологического сопровождения учебно-воспитательного процесса в своем «социуме» – главная задача современного педагога-профессионала. А решать эту задачу надо посредством вооружения знаниями возрастной психологии, педагогической психологи, психологии творчества и валеологии. Но не только...
Продолжение следует...
Комментарии
RSS лента комментариев этой записи