Занимательная

педагогика

Пора задуматься

Многие ученые и педагоги-практики не раз приходили к выводу о том, что учебно-воспитательный процесс во многих общеобразовательных учреждениях оказывает неблагоприятное, даже негативное, воздействие на здоровье его участников. Это происходит в силу разных причин...

Медиками и психологами (в частности, Н.К.Смирновым в работе "Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе") выявлены факторы сильной перегрузки и переутомления учащихся при их интеллектуальной недогруженности: отсутствие умений критического анализа в выборе эффективных способов учебной деятельности, низкий уровень культуры умственного труда, неактивность и несамостоятельность мышления, недостаточная мотивация учения и т.д. К истощению нервной системы и к разным заболеваниям приводят: беспощадная эксплуатация резервов механической памяти; длительное ограничение двигательной активности; однообразная, монотонная деятельность; хронические стрессы из-за нехватки времени, боязни неуспеха и многие-многие другие.
И эти факторы не могут не влиять на состояние и здоровье педагога, потому что ему приходится работать с ущербными в этом отношении школьниками.
Грамотные педагоги в вопросах сбережения и укрепления своего здоровья способны обучить учащихся бережному отношению к собственному здоровью и здоровью окружающих, воспитать в них ответственность за свою жизнедеятельность, сформировать позитивное мышление, вооружить здоровьесберегающими принципами учебной работы как в школе, так и вне ее, выработать умения профилактики и преодоления стрессов и т.п.

Поэтому начинать необходимо с нас, уважаемые коллеги. В этой статье вашему вниманию представлены фрагменты авторской программы учебно-практического курса «Технология самосбережения здоровья». Программа раскрывает психолого-педагогические подходы и способы сбережения и укрепления здоровья участников учебно-воспитательного процесса и включает в себя вводную часть, пояснительную записку, содержание из двух разделов, тематическое планирование, примеры и рекомендации по использованию психолого-педагогических здоровьесберегающих технологий в разных предметных областях, методический материал и приложения.

По вопросам сотрудничества, приобретения данной программы обращайтесь при помощи формы обратной связи (главная страница/главное меню/обратная связь).

Фрагменты программы


Фрагмент I


Основные задачи педагога, нацеленного на овладение способами сбережения и укрепления собственного здоровья и здоровья учащихся:

  • осознать проблему неблагоприятного воздействия образовательного учреждения на собственное здоровье и здоровье учащихся, сформировать убежденность, что привычное отношение к здоровью необходимо менять;
  • определить свое отношение к собственному здоровью (как к долгу или как к своему личному делу);
  • уяснить смысл понятий «здоровьесберегающая технология», «здоровьесберегающая образовательная технология», «здоровьесберегающая педагогика», «здоровьесберегающее пространство образовательного учреждения»;
  • рассмотреть здоровьесберегающие образовательные технологии как технологическую основу здоровьесберегающей педагогики;
  • уяснить принципы здоровьесберегающей педагогики;
  • установить степень влияния здоровьесберегающих образовательных технологий на качество образовательного процесса и здоровье его участников;
  • определить факторы воздействия педагога на состояние и здоровье учащихся и, как следствие, свое собственное;
  • уяснить роль психолого-педагогических технологий как основного вида здоровьесберегающих образовательных технологий и как наиболее важных по степени влияния на здоровье участников образовательного процесса;
  • рассмотреть психолого-педагогические подходы и способы сбережения и укрепления здоровья;
  • обосновать тезис «Технология обучения учащихся с применением продуктивных способов усвоения учебного материала есть психолого-педагогическая здоровьесберегающая технология»;
  • рассмотреть способы выработки у школьников умений продуктивного усвоения учебного материала и организации собственной учебно-познавательной деятельности;
  • обосновать тезис «Технология изложения педагогом учебного материала посредством трансляции его из одной знаковой системы в другую (логические схемы, таблицы и т.п.) есть психолого-педагогическая здоровьесберегающая технология»;
  • рассмотреть конкретные способы изложения педагогом учебного материала с учетом знаний основ логики;
  • усвоить основные способы самосбережения и укрепления здоровья;
  • уяснить смысл понятия «профессионально-личностные деформации педагога» и  освоить способы профилактики и устранения этого явления;
  • уяснить смысл понятия «синдром профессионального выгорания педагога» и освоить способы профилактики и устранения этого явления;
  • выделить основные причины возникновения стрессов и уяснить рекомендации по профилактике и преодолению стрессов;
  • изучить способы выражения эмоций;
  • освоить некоторые методы решения проблем, обучиться философскому подходу к решению проблем, выработать умения позитивного мышления;
  • усвоить «формулы» успеха;
  • ознакомиться со многими доступными методами улучшения здоровья;
  • сформировать готовность к овладению необходимыми здоровьесберегающими технологиями (обретение соответствующих профессиональных компетенций), к перестройке своей работы в соответствии с полученными знаниями и к активному участию в работе образовательного учреждения по реализации принципов здоровьесберегающей педагогики.

Фрагмент II. Из содержания первого раздела программы


Формирование бережного отношения к здоровью и культуры здоровья


Тема №1. Основы здоровья, роль здоровья в жизни, обучении и саморазвитии.

Задача повышения грамотности педагогов и учащихся в вопросах сохранения и   укрепления здоровья как одна из приоритетных задач образования.
Основные представления о здоровье как биологической и социальной категориях. Здоровье как состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений.  Адаптация и здоровье. Здоровье как основа человеческого бытия, как одно из самых больших желаний человека, как необходимое условие реализации замыслов и осуществления планов деятельности, как залог успешности личности.     
Здоровье как состояние полного физического, психического, духовно-нравственного и социального благополучия.  Здоровье как единство гармонии тела и духа. Принцип триединого представления о здоровье: единство физического, психического и духовно-нравственного здоровья. Факторы,  влияющие на каждую составляющую здоровья.  
Здоровье как личная и общественная ценность. Забота о здоровье как  приоритетная задача человека и общества. Забота о здоровье как система мер по сбережению и укреплению здоровья. Осознание ценности здоровья, потребность в сохранении и укреплении здоровья, подлинная забота о нем,  ответственность за свою жизнедеятельность как одни из основных показателей зрелости личности.
Принцип сочетания охранительной и тренирующей стратегий как основной принцип заботы о здоровье. Охранительная стратегия как стремление избежать вредные для организма воздействия, как стремление перестраховаться. Тренирующая стратегия (более рискованная и более творческая) как стремление грамотно повысить адаптационные возможности организма, чтобы в дальнейшем самостоятельно противостоять опасным для здоровья воздействиям окружающей среды. Создание тепличных условий жизни как результат неграмотности.
Охранительная и тренирующая стратегии как форма проявления диалектического единства и борьбы противоположностей. Достижение более высокого уровня заботы о здоровье в результате грамотного использования противоречия как главная задача человека в процессе реализации принципа сочетания охранительной и тренирующей стратегий. Проблема необходимости  точного выбора того порога потенциально вредных воздействий, с ущербом от которых организм сможет справиться.
Науки и отрасли знания, изучающие здоровье. Аспектность здоровья как явления. Валеология как область знаний о здоровом образе жизни. Разные подходы к определению понятия «валеология». Ортобиоз как разумный образ жизни, как системообразующее условие долголетней работоспособности человека (по И.И.Мечникову). Ортобиотика как учение о самосбережении здоровья и устойчивого жизненного оптимизма (по В.М.Шепелю). Гигиена как учение о влиянии условий жизни и труда на здоровье человека и др.
Причины усиления внимания прогрессивной общественности к вопросам здоровья. Факторы неблагополучия состояния здоровья большинства педагогов и учащихся. Проблемы здоровья. Негативное воздействие нерационального обучения на здоровье участников учебно-воспитательного процесса как одна из приоритетных проблем образования.


Тема №2.  Здоровьесберегающие принципы учебной работы учащегося и педагога.

Задача повышения интеллектуальной работоспособности учащихся как одна из основных задач образования в системе мер по повышению качества обучения. Отсутствие умений критического анализа в выборе эффективных способов учебной деятельности, низкий уровень культуры умственного труда, неактивность и несамостоятельность мышления как условия сильной перегрузки и переутомления учащихся при их интеллектуальной недогруженности.
Здоровьесберегающие принципы учебной работы учащегося как нормативные требования к самоорганизации учения, направленные на сбережение собственного здоровья и, как следствие, на повышение качества обучения.
Здоровьесберегающие принципы учебной работы как фактор снижения риска появления у обучающихся переутомления в результате недостаточной мотивации учения; беспощадной эксплуатации резервов механической памяти;  длительного ограничения двигательной активности; однообразной, монотонной деятельности; хронических стрессов из-за нехватки времени, боязни неуспеха и др.
Здоровьесберегающие принципы учебной работы: принцип осознанности,  целесообразности, эффективности, критичности и ответственности в выборе и анализе способов учебной деятельности; принцип рациональности и научности в организации всех этапов учебной работы (на основе деятельностного подхода); принцип позитивности; принцип диалектичности; принцип активности и самостоятельности; принцип творческого самовыражения; принцип рефлексивного анализа мотивов, действий, поведения; принцип сочетания разных видов учебной деятельности; принцип природосообразности (учета индивидуальности в учении) и др.
Выбор и анализ способов учебной деятельности (способов поиска, восприятия, логической обработки, кодирования, запоминания, усвоения, практического применения информации и т.п.) как главная задача учащегося в процессе обучения и самообучения.
Содержание принципа позитивности: приоритет позитивных самовоздействий (подкреплений) над негативными (запретами, порицаниями); стремление создать ситуацию успеха, эмоционально-благоприятную обстановку; сосредоточение на том, что предстоит сделать, а не на допущенных ошибках и неудачах; адекватная оценка ситуации и своего состояния; вера в собственные силы и успех и т.п.
Принцип природосообразности как требование к признанию собственной уникальности и индивидуальности, как необходимость выстраивать  собственную деятельность с опорой на свои способности. Учет в обучении индивидуальности биоритмов, индивидуальности восприятия, индивидуальности «левизны-правизны», индивидуальности мышления и др.
Психолого-педагогические здоровьесберегающие технологии обучения и самообучения.
Технология изложения педагогом учебного материала и усвоения его учащимися посредством превращения в личностно значимый, с учетом знаний основ логики, с использованием приемов самоорганизации внимания, смыслового восприятия, кодирования и запоминания как здоровьесберегающая технология.
Технология научной организации собственной деятельности как  здоровьесберегающая технология.


 Тема №3.  Основные направления формирования культуры здоровья.

Культура здоровья как необходимая составная часть общей культуры человека. Культура здоровья как уровень сформированности ценностного и грамотного отношения человека к здоровью – собственному и окружающих людей.  Культура здоровья как совокупность представлений о единстве физического, психического и духовно-нравственного здоровья; об условиях полноценного здоровья; о причинах, разрушающих здоровье, и способах их профилактики и преодоления. Культура здоровья как система умений и навыков осуществления здорового образа жизни (в широком смысле).
Условия полноценного здоровья: здоровый образ жизни (физическое здоровье); любовь, творчество, общение, чувство юмора, позитивность мышления и т.п. (психическое здоровье); эмоционально-волевое и ценностное отношение к себе, человеку, жизни, природе, труду, обществу, познанию и другим высшим ценностям (духовно-нравственное здоровье).
Два аспекта понятия здорового образа жизни. Здоровый образ жизни (в узком смысле) как система мер по сохранению, укреплению и улучшению физического здоровья. Здоровый образ жизни (в широком смысле) как совокупность мероприятий по организации всех сторон своего бытия, позволяющих увеличить продолжительность жизни и повысить ее качество.

Составляющие фундамента здорового образа жизни (в широком смысле):
  • знания о единстве гармонии тела и духа, о развитии духовных и физических сил, об основных мировоззренческих, физических и психических причинах, разрушающих здоровье человека, об основных причинах неудач;
  • физические и интеллектуальные способности; активная жизненная позиция; позитивность и диалектичность мышления; способность выбирать  оптимальные пути решения проблем; система отношений (психо-философская, психо-физическая, психо-социальная), используемая для регулирования своих действий и поведения;
  • способность создания благоприятных условий жизнедеятельности; знания способов действий по сохранению и укреплению здоровья, способов  обеспечения духовной и физической защиты против вредного воздействия окружающей среды; способность к самообразованию в вопросах здоровья и др.

Основные направления формирования культуры здоровья:
  • выработка установки на сохранение, поддержание и укрепление собственного здоровья; определение своего отношения к собственному здоровью (как к долгу или как к своему личному делу); обеспечение устойчивого интереса и грамотности в вопросах здоровья;
  • формирование «здорового» мышления; мотивации ведения здорового образа жизни (в широком смысле); эмоционально-волевого и ценностного отношения к себе и всему окружающему, здоровью, культуре, жизни и т.д.;
  • воспитание интеллектуальной свободы личности, ответственности за свою жизнедеятельность;
  • выработка активной жизненной позиции, позитивного мышления, навыка саморегуляции и рефлексивной деятельности и др.

У Вас недостаточно прав для добавления комментариев.
Возможно, вам необходимо зарегистрироваться на сайте.

Rambler's Top100