Занимательная

педагогика

В поисках идеи - 1

Ребенок в поисках идеи
Важнейшая задача образования - научить школьника творчески мыслить. И продуктивное усвоение учебного материала невозможно без творческого подхода к его осуществлению, и решение проблемных ситуаций неэффективно без "работы" творческого мышления, и ...

И жизнь школьника обедняется без его постоянного стремления искать новое, необычное, удивляться и удивлять, экспериментировать, изобретать... Творчество для человека - это всегда праздник души.
Велика роль творческих способностей в жизни и в обучении. Усвоение - творческое преобразование имеющихся знаний. Знания, полученные учащимся, необходимы ему, в первую очередь, для творческой обработки информации, для приобретения новых знаний.
Умение творчески использовать свои знания в практике и креативность выступают как критерий интеллектуального развития личности. Креативность - творческие способности - способности порождать нечто качественно новое, необычные идеи, отличающиеся неповторимостью и оригинальностью.

Каковы же основные характеристики креативности?

В первую очередь, это и способность ощущать неопределенные, сложные особенности окружающего мира, и беглость - способность генерировать большое количество различных идей в данных условиях.

Важнейшей характеристикой креативности является гибкость - способность предлагать разные виды, типы, категории идей. От гибкости мышления зависит быстрота переключения, генерирование разных идей с учетом любых обстоятельств, а определяется она количеством данных ответов.

Своеобразие, необычность подхода к проблеме определяется оригинальностью и характеризуется числом редко приводимых ответов, необычностью структуры ответа.

Чтобы научиться творчески мыслить, нужно прежде всего научиться побеждать психологическую инерцию – главного врага всякого творчества, препятствующего нахождению оригинальных решений. Психологическая инерция заставляет мозг «двигаться в прежнем направлении», применяя привычные, стереотипные способы обработки информации.

Когда мы пытаемся решить творческую задачу, мозг то и дело норовит по привычке применить готовые, не раз себя зарекомендовавшие приемы, использовать прежние формулы-алгоритмы… Но ведь творческая-то задача потому и является творческой, что предполагает не готовые рецепты-решения, а необычные, оригинальные, нестандартные подходы!
Тут нужно идти не по проторенной дорожке, а выбирать неизведанные пути, иногда даже выходить за "рамки",  в "другое измерение".
"На протяжении всей эволюции человеческий мозг приспосабливался оперировать привычными представлениями. Нужны сотни и тысячи попыток, чтобы мысль, скованная этими представлениями, преодолела психологические барьеры," - разъяснял  Г.С.Альтшуллер.

Для эффективного развития творческого мышления необходимо активизировать  поисковую деятельность, развивать творческую фантазию, обучаться приемам фантазирования. Мало сказать школьнику: "Придумай то-то и то-то" — надо объяснить, какими приемами следует при этом пользоваться.
Для начала можно предложить ребятам заняться рисованием предметов только окружностями или только треугольниками, либо на основе этих геометрических фигур изобразить, например, понятие "дружба".
Необходимо выработать у школьников стремление, тягу ко всему необычному,  направлять их на поиски нестандартного решения и поощрять любую выдумку.
"Если вы не ожидаете неожиданного, то и не найдете его", - утверждал философ Гераклит. Это они должны помнить.

Для развития гибкости ума можно предложить учащимся придумать разные способы применения книги в качестве обычного предмета, обсудить с ними такие, например, проблемные ситуации:
  • Необходимо достать теннисный мячик из длинного узкого цилиндра, привинченного к полу. Стандартное решение - налить воды, чтобы мячик всплыл. Но есть и другие варианты ответа. Какие именно? Как вы собираетесь достать мячик?
  • Человек схватил рукой, совершенно не поранившись, летящую пулю. Как такое возможно?

(В конце статьи приводятся некоторые решения).
Подобные задачки можно встретить на страницах всех разделов этого сайта. Успехов!


Некоторые решения.

1. Можно, например, очень сильно дунуть в цилиндр, если хватит объема легких, если же нет - воспользуйтесь пылесосом. Струя воздуха выбросит шарик наружу.

2. А.Е.Падалко в своей книге "Задачи и упражнения по развитию творческой фантазии учащихся" описал такой выход из ситуации с пулей.
Во время первой мировой войны, летая на высоте двух километров, французский летчик заметил, что рядом с его лицом движется какой-то мелкий предмет.  Думая, что это насекомое, летчик проворно схватил его рукой. Каково же было его изумление, когда он увидел, что поймал... германскую боевую пулю. Оказывается, если начальная скорость пули 800-900 метров в секунду, к концу полета она достигает всего 40 метров в секунду. А с такой скоростью тогда летел и самолет. Друг относительно друга в тот момент времени летчик и пуля были неподвижны. Относительность движения это подтверждает.


Продолжение следует...

У Вас недостаточно прав для добавления комментариев.
Возможно, вам необходимо зарегистрироваться на сайте.

Rambler's Top100