апр05
Еще один шаг на пути воспитания патриотизма
Как классному руководителю провести
интересно и плодотворно внеклассное
мероприятие, посвященное Дню космонавтики или другому памятному событию
в истории отечественной космонавтики? Мы вам расскажем, как это сделать с наименьшими затратами сил и
времени. Организовать всё так, чтобы эти важнейшие для нашей страны события стали для школьников личностно
значимыми и они почувствовали гордость за свою страну, прониклись духом
патриотизма.
В День космонавтики или в дни других
памятных для российской космонавтики дат важнейшая задача семьи и школы
– заинтересовать детей и подростков этими значительными событиями в
истории нашей великой страны. Внеклассные мероприятия в честь этих событий
являются одним из важнейших шагов на пути воспитания у школьников чувства патриотизма.
Очень важно пробудить у них стойкий интерес ко всем значительным для
нашего Отечества историческим явлениям. Но дети и, в особенности,
подростки очень чувствительны к фальши, поэтому классному руководителю
важно быть искренним в стремлении гордиться нашей страной, радоваться
всем ее достижениям и огорчаться неудачам и лишениям.
В этой статье предлагается универсальный гибкий сценарий внеклассного мероприятия, которое может быть приурочено как к 12 апреля (Дню космонавтики), так и к 17 сентября (17 сентября 1857 года – дата рождения К.Э.Циолковского, основоположника теоретической космонавтики), к 12 января (12 января 1907 года – дата рождения С.П.Королева, основоположника практической космонавтики), к 9 марта (9 марта 1934 года – дата рождения Ю.А.Гагарина, совершившего первый в мире космический полет), к 4 октября (4 октября 1957 года СССР вывел на орбиту Земли первый искусственный спутник).
И еще очень важный момент!
В этом 2021 году 12 апреля весь мир будет отмечать юбилейную дату - 60 лет со дня первого полёта человека в космос.
Надеемся, что вы, дорогие друзья, сможете не однажды воспользоваться этим универсальным гибким практическим материалом, адаптировав его к любому из названных событий и к школьникам самого разного возраста.
Данная разработка, ориентированная на классных руководителей учащихся 5-х – 9-х классов, содержит сценарий классного часа-мероприятия, посвященного отечественной космонавтике, рекомендации по его подготовке и проведению и небольшой увлекательный рассказ обыкновенной школьницы, которую вдохновил на его сочинение проникновенный рассказ экскурсовода.
Сценарий разработан с целью
1) активизации познавательного интереса и познавательной деятельности школьников,
2) закрепления прежних и приращения новых знаний о космосе и космонавтике,
3) воспитания чувства патриотизма посредством обращения к великому наследию прошлых поколений: формирования представления о тех замечательных людях нашей страны, которые стояли у истоков отечественной космонавтики, знакомства с великими свершениями нашего народа.
Накануне праздника классный руководитель продумывает сценарий классного часа-мероприятия, выбирает название, относящееся к конкретной дате, или общее, например, такое: «Что я знаю о российской космонавтике», разрабатывает план его подготовки и проведения, а затем обращается к учащимся со словами: «Близится очень важный день для нашей страны – ________________. Вероятно, все вы знаете, чем же он так важен. А если для кого-то это пока еще секрет, ему будет предоставлена возможность полностью ощутить красоту и значительность того события, которое произошло ___________года. Но нам всем крайне необходимо не только знать о нем, но и осознать все величие случившегося. Я призываю вас отправиться в то замечательное время и проникнуться огромной радостью за нашу прекрасную страну, у которой такая славная история, страну, которой по праву можно и нужно гордиться».
Далее классный руководитель предлагает ребятам вместе подготовиться к классному часу-мероприятию, посвященному данному событию, пообщаться на эту тему и провести КВН, только с другой расшифровкой: Космос Влечет Нас. Представляет примерный план мероприятия и поясняет, что для этого необходимо:
После распределения ролей и определения состава команд классный руководитель предлагает каждой команде подготовить название и эмблему, провести жеребьевку (определить порядок выступления команд), затем сообщает командам конкурсные задания для домашней заготовки, которыми являются приветствие, сценка, поделка-самодельная ракета, лучший малоизвестный факт и заключительная часть. Все, кроме заключительной части (об этом позже), будет оцениваться жюри (в том числе, название и эмблема).
Приветствие и заключительную часть готовят сами школьники. Каждое выступление должно отражать тему и быть непродолжительным (примерно 5-7 минут). Желательно музыкальным. Если им это сложно или нет времени на подготовку, можно всего-навсего выучить готовый текст и воспроизвести его речитативом под заранее выбранную и представленную организатору музыку.
Приветствие
(на мотив песни «Марш веселых ребят» из к/ф «Веселые ребята», которую пел Леонид Утесов)
Чтобы слова хорошо воспринимались зрителями, желательно каждый конкретный момент петь одному человеку, а не всем вместе. Как вариант, каждый участник в определенной очередности исполняет одну строчку или куплет (монтаж).
Каждая команда споет эту песенку (или просто передаст речитатив под музыку) по-разному, поэтому жюри нетрудно будет оценить выступления.
Сценка – конкурсное домашнее задание, которое будет оцениваться особо, поскольку здесь делается акцент на важную информацию. Его тоже готовят сами школьники. Суть этого задания состоит в том, чтобы ребята очень кратко изложили свои знания на заданную тему. Для этого каждой команде классный руководитель раздает листочки с увлекательным рассказом (см. приложение) обыкновенной школьницы, который она сочинила, побывав накануне в музее К.Э.Циолковского. Этот небольшой рассказ под названием «Экскурсия в прошлое» содержит интересный неполный диалог девочки и Циолковского. Участникам необходимо обыграть эту беседу, раскрыв ее содержание, которое в рассказе скрывается под фразой «и я рассказала все, что знала о космосе, космонавтах, ракетах и спутниках». Сценка рассчитана на 7-8 минут, в ней задействованы всего два человека.
Конкурс «Малоизвестный факт» проводится между командами для того, чтобы ребята насобирали интересные и, главное, малоизвестные по их мнению факты, связанные с отечественной космонавтикой. А затем в каждой команде сообща отобрали самый лучший. Весь материал можно найти и в книгах (в школьной библиотеке), и в интернете.
Классный руководитель может помочь ребятам с репетициями (по их просьбе), но проконтролировать уровень подготовки мероприятия, оформление кабинета, качество выполнения домашнего задания необходимо, чтобы во время праздника все прошло успешно и у ребят остались приятные воспоминания. Также необходимо проверить у каждой команды выбранный малоизвестный факт, который они представят на конкурс (факт должен действительно иметь место, быть неизвестным большому числу людей и не совпадать с информацией других команд).
Отдельного разговора требует работа с ведущими. Ими должны быть ребята (мальчик и девочка) с четкой выразительной речью и хорошей памятью. Они произносят очень важную речь, и поэтому их выступление должно быть эффектным. Здесь обязательны 1-2 совместные репетиции. Перед собой ребята должны иметь текст в неяркой папке и при необходимости изредка туда заглядывать.
Классный руководитель всех приветствует, открывает мероприятие несколькими фразами и представляет ведущих.
Вступительная речь ведущих
1-й. Все любят мечтать. Многие делают это с удовольствием и открыто, пересказывая свои мечты каждому встречному, другие предаются мечтам тайно, а кое-кто категорически отрицает свою причастность к этому якобы пустому занятию, но втайне путешествует, открывает, изобретает одним лишь движением мысли. Но доказано: все любят мечтать! Мечтают о разном: о путешествиях и великих открытиях, изобретениях и мировой славе, богатстве и достатке. Но есть у человека мечта вечная — космос!
2-й. Всё началось с того, что первый человек, поднявший голову, пропал. Нет, он не исчез, конечно, не провалился сквозь землю, но был захвачен и очарован совершенно магическим зрелищем звездной бесконечности. И ему, первобытному, неодолимо захотелось оказаться там, на волшебном сияющем поле. Он подпрыгнул, попытался ухватить огонек, но в руке оказалась пустота. Полез на дерево, но звезды не приблизились. Забрался на самую высокую гору, но сияющие волшебницы только смеялись над ним.
1-й. Шли года, века, люди строили высокие башни, но звезды не пустили их к себе... Однако люди продолжали мечтать о небе, о космосе. Они мастерили себе крылья, изобретали воздушные шары, самолеты, поднимались все выше и выше. В нашей стране появился Константин Эдуардович Циолковский – русский ученый-теоретик и исследователь, основоположник космонавтики (поэтому его называют отцом космонавтики). Казалось, еще немного – и путь к звездам открыт.
2-й. Но случилось невероятное — злые, подлые люди развязали войну с нашей страной, которая расцветала на глазах, вызывая у них зависть. Они хотели стереть с лица земли наше государство. Не вышло, люди выстояли и, сплотившись, заново в рекордные сроки отстроили свою страну. Большого труда это стоило: враг уничтожил почти все, приходилось жить в землянках, впроголодь. Но прошло четыре года и вырос в сердце Родины самый главный Московский университет (в 1949 году), а еще через восемь лет государство отправило в космос первый спутник Земли (4 октября 1957 года).
1-й. Это был привет звездам, люди сказали космосу: «Мы идем с миром!». И, вероятно, поэтому звезды сказали: «Добро пожаловать!». Впервые в мире именно в нашей стране в космос полетел человек. Подготовка к полету была очень сложной и осуществлялась под руководством Сергея Павловича Королева – главного конструктора космический аппаратов, основоположника практической космонавтики. А совершил космическое путешествие вокруг Земли 12 апреля 1961 года гражданин Советского Союза, старший лейтенант Юрий Алексеевич Гагарин на космическом корабле «Восток-1». Так была открыта эпоха пилотируемых космических полетов.
2-й. Человеческая мечта осуществилась, она стала осязаемой, видимой, близкой каждому. Фантастический путь, полный лишений и невзгод, через войны, землянки и хлебные карточки привел мечтателей к звездам. Это произошло именно в нашем государстве. Именно поэтому для нас так важны великие события нашей космонавтики. Именно поэтому имя Юрия Гагарина знает каждый. И пусть Советского Союза уже нет, но это наша страна и наш путь. Путь от мечтаний в землянках в космос — через тернии к звездам!
1-й. А теперь мы предлагаем вам сыграть в КВН (Космос Влечет Нас). Просим команды и жюри занять свои места.
Ведущие представляют команды и капитанов, объявляют первый конкурс «Приветствие команд». Выходит команда, которая по итогам жеребьевки должна первой открывать конкурсы.
После выступления остальных команд жюри оценивает представление, подводит итоги, озвучивает их и заносит в таблицу на доске.
Далее проводятся конкурсы названий и эмблем команд с последующим после каждого итогом жюри.
Четвертым объявляется конкурс Что бы это значило, где необходимо остроумно и ближе к теме мероприятия обыграть аббревиатуру КВН, например, как здесь: Космос Влечет Нас.
После подведения итогов объявляется конкурс капитанов. Приглашаются капитаны команд и им ведущие задают вопросы. Засчитывается первый правильный ответ.
Внимание! Некоторые вопросы одинакового содержания специально перефразированы, чтобы ввести игроков в заблуждение.
Выходят в порядке очереди по два участника от команд и показывают небольшое представление (см.выше).
Затем после оценивания объявляется конкурс самодельных ракет. Каждая команда представляет свою самоделку на суд зрителей и жюри.
Подводятся итоги и объявляется конкурс «Малоизвестный факт». Заслушивается сообщение представителя каждой команды, оценивается и после подведения итогов объявляется конкурс «Пустые строчки». Всем участникам команд выдаются заранее приготовленные листочки с текстами, где в пустые места необходимо вписать нужные сведения (см.приложение). Побеждает тот, кто быстрее выполнит работу (в случае, если ответы правильные). Проверяются работы всех участников команд и выбираются лучшие. Если, к примеру, только один член команды задание выполнит верно, но раньше других команд, где все у всех будет сделано идеально, все равно выигрывает его команда. Это командная игра и об этом условии ребят надо предупредить заранее.
После вынесения оценки происходит общее подведение итогов игры.
Ведущие подводят окончательный итог, определяется команда-победительница.
Победителем считается команда, набравшая большее количество баллов, которое зависит не только от количества и качества выполненного задания, но и от активности каждого игрока команды, от дисциплины, от умения школьника работать в команде.
Далее звучит краткая речь классного руководителя, который обозначает причину мероприятия, выражает восхищение, благодарит ребят и просит всем вместе выразительно произнести слова заключительной части, чтобы ими завершить незабываемую встречу.
А заключительная часть может быть такой.
О, космонавтика наша родная,
Ты веру и истину людям несёшь,
Просторы вселенной приоткрывая,
Надежду на лучшую жизнь подаёшь.
Теперь мы навеки с тобой будем связаны,
Как те, кто стоял у истоков твоих,
Узнав их стремленья, мы просто обязаны
Мечты воплотить в достиженьях своих.
Эти слова напоследок (обязательно стоя) произносят все участники мероприятия. Поэтому их необходимо заранее выучить каждому школьнику.
В этой статье предлагается универсальный гибкий сценарий внеклассного мероприятия, которое может быть приурочено как к 12 апреля (Дню космонавтики), так и к 17 сентября (17 сентября 1857 года – дата рождения К.Э.Циолковского, основоположника теоретической космонавтики), к 12 января (12 января 1907 года – дата рождения С.П.Королева, основоположника практической космонавтики), к 9 марта (9 марта 1934 года – дата рождения Ю.А.Гагарина, совершившего первый в мире космический полет), к 4 октября (4 октября 1957 года СССР вывел на орбиту Земли первый искусственный спутник).
И еще очень важный момент!
В этом 2021 году 12 апреля весь мир будет отмечать юбилейную дату - 60 лет со дня первого полёта человека в космос.
Надеемся, что вы, дорогие друзья, сможете не однажды воспользоваться этим универсальным гибким практическим материалом, адаптировав его к любому из названных событий и к школьникам самого разного возраста.
Данная разработка, ориентированная на классных руководителей учащихся 5-х – 9-х классов, содержит сценарий классного часа-мероприятия, посвященного отечественной космонавтике, рекомендации по его подготовке и проведению и небольшой увлекательный рассказ обыкновенной школьницы, которую вдохновил на его сочинение проникновенный рассказ экскурсовода.
Сценарий разработан с целью
1) активизации познавательного интереса и познавательной деятельности школьников,
2) закрепления прежних и приращения новых знаний о космосе и космонавтике,
3) воспитания чувства патриотизма посредством обращения к великому наследию прошлых поколений: формирования представления о тех замечательных людях нашей страны, которые стояли у истоков отечественной космонавтики, знакомства с великими свершениями нашего народа.
Рекомендации по подготовке мероприятия
Накануне праздника классный руководитель продумывает сценарий классного часа-мероприятия, выбирает название, относящееся к конкретной дате, или общее, например, такое: «Что я знаю о российской космонавтике», разрабатывает план его подготовки и проведения, а затем обращается к учащимся со словами: «Близится очень важный день для нашей страны – ________________. Вероятно, все вы знаете, чем же он так важен. А если для кого-то это пока еще секрет, ему будет предоставлена возможность полностью ощутить красоту и значительность того события, которое произошло ___________года. Но нам всем крайне необходимо не только знать о нем, но и осознать все величие случившегося. Я призываю вас отправиться в то замечательное время и проникнуться огромной радостью за нашу прекрасную страну, у которой такая славная история, страну, которой по праву можно и нужно гордиться».
Далее классный руководитель предлагает ребятам вместе подготовиться к классному часу-мероприятию, посвященному данному событию, пообщаться на эту тему и провести КВН, только с другой расшифровкой: Космос Влечет Нас. Представляет примерный план мероприятия и поясняет, что для этого необходимо:
- обсудить детали, установить конкретные сроки мероприятия,
- выбрать организатора и его заместителя,
- назначить 2-х ведущих мероприятия (лучше мальчика и девочку),
- определить судей-экспертов (3-х заинтересованных и обязательных учеников, которые к назначенному времени должны хорошо знать тему),
- разбиться на три команды,
- выбрать капитанов команд,
- сформировать состав жюри (к 3-м судьям-экспертам добавить еще одного школьника – председателя жюри и ответственного за оценивание выступлений команд),
- обсудить оформление кабинета (фотографиями или еще чем-нибудь на усмотрение учащихся), выбрать ответственного,
- согласовать встречи с организатором, ведущими, экспертами и председателем жюри,
- обсудить вопрос приглашения гостей (ими могут быть учителя, родители, школьники других классов). При необходимости мероприятие можно провести в актовом зале.
После распределения ролей и определения состава команд классный руководитель предлагает каждой команде подготовить название и эмблему, провести жеребьевку (определить порядок выступления команд), затем сообщает командам конкурсные задания для домашней заготовки, которыми являются приветствие, сценка, поделка-самодельная ракета, лучший малоизвестный факт и заключительная часть. Все, кроме заключительной части (об этом позже), будет оцениваться жюри (в том числе, название и эмблема).
Приветствие и заключительную часть готовят сами школьники. Каждое выступление должно отражать тему и быть непродолжительным (примерно 5-7 минут). Желательно музыкальным. Если им это сложно или нет времени на подготовку, можно всего-навсего выучить готовый текст и воспроизвести его речитативом под заранее выбранную и представленную организатору музыку.
Приветствие
Непросто нам рассказать без волненья
О том, что так фантазёров влечёт,
О тех, чей подвиг, труды и свершенья
Смогли снискать восхищенье и почёт.
Нам космос строить и жить помогает,
Он нас к открытиям новым ведёт,
Кто с ним в мечтах и по жизни шагает,
Тот никогда и нигде не пропадёт.
Выходим мы за пределы мечтаний,
Реальность нас в космонавты зовёт,
Полны мы веры, надежд, ожиданий,
Что очень скоро свершится наш полёт.
Пора нам сбросить невежества бремя,
Постичь науки, путь к звёздам найти,
И покорим мы пространство и время,
И сможем в мире порядок навести.
Мы всё добудем, поймем и откроем,
Полны мы планов и разных идей,
Из нас любой стать способен героем,
Оставить пламенный след в сердцах людей.
О том, что так фантазёров влечёт,
О тех, чей подвиг, труды и свершенья
Смогли снискать восхищенье и почёт.
Нам космос строить и жить помогает,
Он нас к открытиям новым ведёт,
Кто с ним в мечтах и по жизни шагает,
Тот никогда и нигде не пропадёт.
Выходим мы за пределы мечтаний,
Реальность нас в космонавты зовёт,
Полны мы веры, надежд, ожиданий,
Что очень скоро свершится наш полёт.
Пора нам сбросить невежества бремя,
Постичь науки, путь к звёздам найти,
И покорим мы пространство и время,
И сможем в мире порядок навести.
Мы всё добудем, поймем и откроем,
Полны мы планов и разных идей,
Из нас любой стать способен героем,
Оставить пламенный след в сердцах людей.
(на мотив песни «Марш веселых ребят» из к/ф «Веселые ребята», которую пел Леонид Утесов)
Чтобы слова хорошо воспринимались зрителями, желательно каждый конкретный момент петь одному человеку, а не всем вместе. Как вариант, каждый участник в определенной очередности исполняет одну строчку или куплет (монтаж).
Каждая команда споет эту песенку (или просто передаст речитатив под музыку) по-разному, поэтому жюри нетрудно будет оценить выступления.
Сценка – конкурсное домашнее задание, которое будет оцениваться особо, поскольку здесь делается акцент на важную информацию. Его тоже готовят сами школьники. Суть этого задания состоит в том, чтобы ребята очень кратко изложили свои знания на заданную тему. Для этого каждой команде классный руководитель раздает листочки с увлекательным рассказом (см. приложение) обыкновенной школьницы, который она сочинила, побывав накануне в музее К.Э.Циолковского. Этот небольшой рассказ под названием «Экскурсия в прошлое» содержит интересный неполный диалог девочки и Циолковского. Участникам необходимо обыграть эту беседу, раскрыв ее содержание, которое в рассказе скрывается под фразой «и я рассказала все, что знала о космосе, космонавтах, ракетах и спутниках». Сценка рассчитана на 7-8 минут, в ней задействованы всего два человека.
Конкурс «Малоизвестный факт» проводится между командами для того, чтобы ребята насобирали интересные и, главное, малоизвестные по их мнению факты, связанные с отечественной космонавтикой. А затем в каждой команде сообща отобрали самый лучший. Весь материал можно найти и в книгах (в школьной библиотеке), и в интернете.
Функции классного руководителя:
- обработка сценария, распределение ролей и определения состава команд (см.выше),
- подготовка раздаточного материала – конкурсных заданий на листочках для каждого члена команды и жюри (см.приложение),
- подготовка портретов
- Юрия Гагарина (можно скачать здесь, изображение нужно распечатать на четырех листах А4 и затем их склеить, так картинка будет хорошо видна отовсюду),
- К.Э.Циолковского,
- С.П.Королева (остальных на усмотрение классного руководителя и участников),
- подготовка плакатов (см.приложение),
- встречи:
- с ведущими (с целью разъяснения их задач, распределения ролей и дальнейших репетиций),
- организатором (с целью разъяснения его задач, обсуждения информации о подготовительных действиях каждого звена цепочки и возможного содействия),
- экспертами (с целью разъяснения их задач, установления уровня и качества их знаний по данному вопросу и возможного содействия),
- председателем жюри (с целью разъяснения его задач, определения правил и критерия оценки выступлений, подготовки раздаточного материала для каждого члена жюри),
- капитанами команд (с целью разъяснения их задач, обсуждения подготовительных действий команд и возможного содействия, распределения раздаточного материала для каждого участника команды).
Классный руководитель может помочь ребятам с репетициями (по их просьбе), но проконтролировать уровень подготовки мероприятия, оформление кабинета, качество выполнения домашнего задания необходимо, чтобы во время праздника все прошло успешно и у ребят остались приятные воспоминания. Также необходимо проверить у каждой команды выбранный малоизвестный факт, который они представят на конкурс (факт должен действительно иметь место, быть неизвестным большому числу людей и не совпадать с информацией других команд).
Отдельного разговора требует работа с ведущими. Ими должны быть ребята (мальчик и девочка) с четкой выразительной речью и хорошей памятью. Они произносят очень важную речь, и поэтому их выступление должно быть эффектным. Здесь обязательны 1-2 совместные репетиции. Перед собой ребята должны иметь текст в неяркой папке и при необходимости изредка туда заглядывать.
Функции организатора и его заместителя:
- встречи с капитанами команд с целью обсуждения подготовительных действий команд и контроля за их исполнением,
- встречи с ответственным за оформление кабинета с целью отбора предложенного школьниками материала и контроля за дальнейшими действиями оформителя.
Функции капитанов команд:
- утверждение состава команды, названия и эмблемы,
- своевременный отчет организатору о ходе подготовительных действий,
- подготовка домашнего задания,
- обеспечение каждого члена команды необходимым материалом,
- разъяснение членам команды их прав и обязанностей, правил групповой работы.
Функции оформителя кабинета:
- размещение плакатов (см.приложение) и фотографий,
- оформление доски (разделить на три части, в каждой части поместить название команды и таблицу, куда будут заноситься оценки по итогам каждого конкурса),
- подготовка столов для команд и жюри, сцены, зрительных мест.
Названия конкурсов и их оценка по 5-балльной шкале
- Приветствие команд (5б)
- Конкурс названий (2б)
- Конкурс эмблем (3б)
- Конкурс «Что бы это значило» (4б)
- Конкурс капитанов (5б)
- Сценка «Беседа с Циолковским» (5б)
- Конкурс самодельных ракет (5б)
- Конкурс «Малоизвестный факт» (5б)
- Конкурс «Пустые строчки» (5б)
Ход мероприятия
Классный руководитель всех приветствует, открывает мероприятие несколькими фразами и представляет ведущих.
Вступительная речь ведущих
1-й. Все любят мечтать. Многие делают это с удовольствием и открыто, пересказывая свои мечты каждому встречному, другие предаются мечтам тайно, а кое-кто категорически отрицает свою причастность к этому якобы пустому занятию, но втайне путешествует, открывает, изобретает одним лишь движением мысли. Но доказано: все любят мечтать! Мечтают о разном: о путешествиях и великих открытиях, изобретениях и мировой славе, богатстве и достатке. Но есть у человека мечта вечная — космос!
2-й. Всё началось с того, что первый человек, поднявший голову, пропал. Нет, он не исчез, конечно, не провалился сквозь землю, но был захвачен и очарован совершенно магическим зрелищем звездной бесконечности. И ему, первобытному, неодолимо захотелось оказаться там, на волшебном сияющем поле. Он подпрыгнул, попытался ухватить огонек, но в руке оказалась пустота. Полез на дерево, но звезды не приблизились. Забрался на самую высокую гору, но сияющие волшебницы только смеялись над ним.
1-й. Шли года, века, люди строили высокие башни, но звезды не пустили их к себе... Однако люди продолжали мечтать о небе, о космосе. Они мастерили себе крылья, изобретали воздушные шары, самолеты, поднимались все выше и выше. В нашей стране появился Константин Эдуардович Циолковский – русский ученый-теоретик и исследователь, основоположник космонавтики (поэтому его называют отцом космонавтики). Казалось, еще немного – и путь к звездам открыт.
2-й. Но случилось невероятное — злые, подлые люди развязали войну с нашей страной, которая расцветала на глазах, вызывая у них зависть. Они хотели стереть с лица земли наше государство. Не вышло, люди выстояли и, сплотившись, заново в рекордные сроки отстроили свою страну. Большого труда это стоило: враг уничтожил почти все, приходилось жить в землянках, впроголодь. Но прошло четыре года и вырос в сердце Родины самый главный Московский университет (в 1949 году), а еще через восемь лет государство отправило в космос первый спутник Земли (4 октября 1957 года).
1-й. Это был привет звездам, люди сказали космосу: «Мы идем с миром!». И, вероятно, поэтому звезды сказали: «Добро пожаловать!». Впервые в мире именно в нашей стране в космос полетел человек. Подготовка к полету была очень сложной и осуществлялась под руководством Сергея Павловича Королева – главного конструктора космический аппаратов, основоположника практической космонавтики. А совершил космическое путешествие вокруг Земли 12 апреля 1961 года гражданин Советского Союза, старший лейтенант Юрий Алексеевич Гагарин на космическом корабле «Восток-1». Так была открыта эпоха пилотируемых космических полетов.
2-й. Человеческая мечта осуществилась, она стала осязаемой, видимой, близкой каждому. Фантастический путь, полный лишений и невзгод, через войны, землянки и хлебные карточки привел мечтателей к звездам. Это произошло именно в нашем государстве. Именно поэтому для нас так важны великие события нашей космонавтики. Именно поэтому имя Юрия Гагарина знает каждый. И пусть Советского Союза уже нет, но это наша страна и наш путь. Путь от мечтаний в землянках в космос — через тернии к звездам!
1-й. А теперь мы предлагаем вам сыграть в КВН (Космос Влечет Нас). Просим команды и жюри занять свои места.
Ведущие представляют команды и капитанов, объявляют первый конкурс «Приветствие команд». Выходит команда, которая по итогам жеребьевки должна первой открывать конкурсы.
После выступления остальных команд жюри оценивает представление, подводит итоги, озвучивает их и заносит в таблицу на доске.
Далее проводятся конкурсы названий и эмблем команд с последующим после каждого итогом жюри.
Четвертым объявляется конкурс Что бы это значило, где необходимо остроумно и ближе к теме мероприятия обыграть аббревиатуру КВН, например, как здесь: Космос Влечет Нас.
После подведения итогов объявляется конкурс капитанов. Приглашаются капитаны команд и им ведущие задают вопросы. Засчитывается первый правильный ответ.
Внимание! Некоторые вопросы одинакового содержания специально перефразированы, чтобы ввести игроков в заблуждение.
- Можно ли Гагарина назвать пионером и если да, то почему?
- Кто из ученых нашей страны является отцом русской космонавтики?
- Как называется летательный космический аппарат?
Почему 4 октября 1957 года считается началом космической эры человечества? - Кто был вторым космонавтом в нашей стране?
- Сколько у Земли естественных спутников?
- К какому событию приурочено празднование Дня космонавтики?
Кто из советских космонавтов первым вышел в открытый космос? - Какие планеты нашей солнечной системы вы знаете?
- Назовите выдающегося конструктора ракетно-космических систем, с именем которого связаны первые победы нашей страны в освоении космоса.
- Что такое вселенная?
- Какие планеты составляют нашу солнечную систему?
- Как называется пространство вокруг планет?
- Назовите позывной Юрия Гагарина во время его космического полета.
- Как называется явление, когда все планеты Солнечной системы выстраиваются в одну линию?
- Назовите космонавта, совершившего первый космический полет.
- Как называется городок, в котором живут и работают космонавты?
- Назовите первую женщину космонавта нашей страны.
- Что такое галактика?
- Знаменитые слова Юрия Гагарина во время старта?
- Как называется галактика, в которой мы живем?
- Кто из ученых является основоположником теоретической, а кто основоположником практической космонавтики?
Выходят в порядке очереди по два участника от команд и показывают небольшое представление (см.выше).
Затем после оценивания объявляется конкурс самодельных ракет. Каждая команда представляет свою самоделку на суд зрителей и жюри.
Подводятся итоги и объявляется конкурс «Малоизвестный факт». Заслушивается сообщение представителя каждой команды, оценивается и после подведения итогов объявляется конкурс «Пустые строчки». Всем участникам команд выдаются заранее приготовленные листочки с текстами, где в пустые места необходимо вписать нужные сведения (см.приложение). Побеждает тот, кто быстрее выполнит работу (в случае, если ответы правильные). Проверяются работы всех участников команд и выбираются лучшие. Если, к примеру, только один член команды задание выполнит верно, но раньше других команд, где все у всех будет сделано идеально, все равно выигрывает его команда. Это командная игра и об этом условии ребят надо предупредить заранее.
После вынесения оценки происходит общее подведение итогов игры.
Ведущие подводят окончательный итог, определяется команда-победительница.
Победителем считается команда, набравшая большее количество баллов, которое зависит не только от количества и качества выполненного задания, но и от активности каждого игрока команды, от дисциплины, от умения школьника работать в команде.
Далее звучит краткая речь классного руководителя, который обозначает причину мероприятия, выражает восхищение, благодарит ребят и просит всем вместе выразительно произнести слова заключительной части, чтобы ими завершить незабываемую встречу.
А заключительная часть может быть такой.
О, космонавтика наша родная,
Ты веру и истину людям несёшь,
Просторы вселенной приоткрывая,
Надежду на лучшую жизнь подаёшь.
Теперь мы навеки с тобой будем связаны,
Как те, кто стоял у истоков твоих,
Узнав их стремленья, мы просто обязаны
Мечты воплотить в достиженьях своих.
Эти слова напоследок (обязательно стоя) произносят все участники мероприятия. Поэтому их необходимо заранее выучить каждому школьнику.
Приложение
Рассказ «Экскурсия в прошлое» находится здесь.
Плакаты
- Земля — это колыбель разума, но нельзя вечно жить в колыбели. (К.Э.Циолковский)
- Жизнь показывает, что и космос будут осваивать не какие-нибудь супермены, а самые простые люди. (Юрий Гагарин)
- Космонавтика имеет безграничное будущее, и ее перспективы беспредельны, как сама Вселенная. (С.П.Королев)
- Облетев Землю в корабле-спутнике, я увидел, как прекрасна наша планета. Люди, будем хранить и приумножать эту красоту, а не разрушать её! (Юрий Гагарин)
- Сначала неизбежно идут: мысль, фантазия, сказка, а за ними шествует точный расчет. (К.Э.Циолковский)
Бланк для конкурса «Пустые строчки».
- ____________2017 года – _______–летие полета __.__. Гагарина в космос.
- _____________ года был запущен первый искусственный спутник Земли.
- Первый в мире космонавт ____________поднялся в космос на корабле _______________, который был запущен с космодрома __________________.
- После _____ минут полета Гагарин успешно приземлился в _________________области, неподалеку от города ______________.