окт31
Нескучные каникулы
Обычно накануне школьных каникул и
учителя, и воспитатели, и родители озадачены тем, как организовать
досуг детей в это время. Ребята всегда ждут от взрослых
чего-то необычного и увлекательного. Вот и постараемся их не
разочаровать...
Предстоящие осенние каникулы совсем скоро. Хочется, чтобы ребята и отдохнули от школьных уроков, и повеселились, и получили пищу для души и ума. Для них стоит организовать праздник «Ура! Каникулы!», заранее продумав множество
мелочей, от которых зависит его успешность. Эмоционально благоприятная обстановка, атмосфера творчества и сотрудничества позволят ребятам и удовольствие получить, и проявить себя и свои способности, и узнать много нового и интересного.
Праздник «Ура! Каникулы!» можно разбить на несколько встреч, каждая из которых может быть названа так: «День Мудреца», «День Артиста», «День Читателя», «День Писателя», «День Изобретателя» и т.п.
Как и на любом празднике здесь очень важна атрибутика. Детей и гостей в этот день встречает ведущий в костюме мудреца (здесь важны борода, головной убор, накидка). На стенах висят плакаты с такими изречениями:
Ведущий при встрече каждому ребенку и гостю дарит бумажные колпаки, которые те должны обязательно надеть (они останутся ребятам на память).
Звучит песня из кинофильма "Приключения Буратино" «Какое небо голубое...» (на слова Б.Окуджавы и музыку А.Рыбникова). Это песня-танец великого кота Базилио и прекрасной лисы Алисы о жадинах, хвастунах и дураках.
После организационной части ребят приглашают сыграть в командную интеллектуальную игру «Клуб мудрецов» (название не принципиально), основная цель которой – выработка познавательных интересов, коммуникативных навыков, умений рассуждать, контролировать и анализировать собственные высказывания и действия. В ходе этой игры воспитывается чувство ответственности за порученное дело, формируется творческая активность, развивается сообразительность.
Устроители праздника заранее подготовили вопросы для игры (будут даны ниже). Они могут быть либо в бумажном виде, либо в электронном, чтобы выводиться в нужный момент на большой экран.
Ребята с 1-го по 4-й классы делятся на возрастные группы по 5-6 человек и садятся кружком за отдельные столы. Ведущий знакомит присутствующих с целью и правилами игры (будут даны ниже), разъясняет задачи капитана и участников команды, правила работы в команде. Затем ребята в соответствии с инструкциями сами выбирают капитанов команд и распределяют роли.
Имеются 4 группы вопросов, разработанных для учащихся 1-х – 4-х классов в соответствии с возрастом детей. В каждой группе 10 вопросов, среди которых 5 обязательных и 5 дополнительных. Всем командам обязательные вопросы и время на подготовку даются одновременно. Через 5 минут ведущий собирает у капитанов листочки с краткими ответами. Затем выступающие каждой команды, соблюдая очередность, зачитывают свои вопросы и озвучивают полные ответы на них.
В случае, если кто-либо отвечает на вопрос неправильно, этот вопрос задается оставшимся командам. На подготовку дается несколько секунд. Правильно ответивший игрок приносит баллы и команде, и себе лично, причем первоклассник, ответивший на вопрос четвероклассника, получает в несколько раз больше баллов, чем в обратном случае.
В случае досрочного ответа команда после предъявления ответа ведущему в письменном виде берет дополнительный вопрос, ответ на который должна дать именно в этом раунде. В случае неверного ответа на дополнительный вопрос команда баллы не теряет. Досрочные ответы рассматриваются наравне с остальными.
Победителем считается команда, набравшая большее количество баллов, которое зависит не только от правильности ответов, но и от активности каждого игрока команды, от дисциплины, от умения работать в команде.
Основная задача участников игры – набрать как можно больше баллов, четко соблюдая правила игры и правила групповой работы (внимательно слушать друг друга, быть активным, учитывать мнение товарищей, критически оценивать высказывания, выражать без стеснения свою точку зрения, контролировать собственные эмоции, в разговоре использовать только вежливые слова, подчиняться капитану и т.д.).
Права и обязанности капитана каждой команды: вполголоса зачитать вопрос (если берется конверт), либо просто озвучить его (если вопрос на экране), следить за порядком и ходом игры, назначать отвечающего и принимать решение: отвечать ли досрочно и брать дополнительный вопрос. Если необходимо, капитан еще выполняет роль фиксатора (схематично записывает основные мнения в ходе рассуждения).
Чтобы в самом начале игры определить очередность выступления команд, ведущий дает им задание остроумно продолжить фразу: «В некотором царстве, в некотором государстве жили-были...». По итогам оценки ответов жюри и определяет эту очередность на всю игру.
Учащимся 1-го класса ведущий помогает зачитать вопрос и под диктовку капитана записать на него ответ.
Примерно после трех раундов игры можно сделать музыкальную паузу, чтобы ребята смогли подвигаться.
Ответы каждой команды на обязательные вопросы оцениваются по девятибалльной шкале, причем оценка дается интегрированная, которая складывается из трех трехбалльных оценок: за правильность ответа, за активность участников команды и умение работать в группе, за дисциплину.
Если играют только четыре команды, то за ответ на обязательный или дополнительный вопрос другой команды оценки таковы:
Помимо главного приза для выигравшей команды (например, корзины с наборами фломастеров) учреждаются еще и дополнительные призы: приз лучшему игроку за самое большое количество правильных ответов, приз самому активному игроку, умеющему работать в команде (не беда, если были неправильные ответы), приз команде, давшей наибольшее количество правильных досрочных ответов. Для выдвижения кандидатур на получение дополнительных призов в жюри находятся независимые эксперты из взрослых и детей.
Каждая команда по окончании игры определяет лучший вопрос (по результатам внутреннего голосования). Вопросы-победители вывешиваются в холле.
1 Какое из этих чудес сбылось благодаря цветику-семицветику:
2 Какой сказочный персонаж владеет тремя языками? (Змей Горыныч).
3 У коровы две, у собаки одна, у кошки одна. Сколько у носорога?
4 Сколько концов у трех с половиной палок?
5 С какой жалобой пришел к Айболиту Барбос:
6 Какого цвета не бывает в радуге:
7 Кто и в какой ситуации говорил такие волшебные слова: крекс, фекс, пекс! (Буратино).
8 Имя самого высокого милиционера Москвы (дядя Степа).
9 Как еще можно назвать бегемота?
10 Кто не входил в состав бременских музыкантов:
1 На каком топливе работали автомобили в Цветочном городе:
2 Два человека подошли к реке. У берега стояла лодка, в которой мог поместиться только один человек. Оба без всякой помощи переправились на этой лодке через реку и продолжали свой путь. Как они это сделали?
3 Мудрец в нем видел мудреца, глупец – глупца, баран — барана. Кого видит обезьяна и почему?
4 Можно ли зажечь спичку под водой? (Можно, например, в подводной лодке).
5 В каком государстве копали траншею полтора землекопа:
6 Что выронила из клюва Ворона, поддавшись на уговоры Лисы спеть:
7 Три картофелины сварились в кастрюле за 30 минут. За сколько минут сварилась одна картофелина?
8 Какой грызун любит жить на столе? (Мышь).
9 У коровы шесть, у козы четыре. Сколько у кошки?
10 Кто не входил в состав бременских музыкантов:
1 Трое играли в шашки. Всего сыграно три партии. Сколько партий сыграл каждый:
2 Можно ли с помощью сита принести воду, ничем предварительно не закрывая его дырочки? (Можно. Снег или лед).
3 Если в 12 часов дня идет дождь, то можно ли ожидать через 36 часов солнечной погоды?
4 У коровы две, у кошки три, у собаки три. Сколько их у петуха?
5 Как называется пятая планета Солнечной системы:
6 В честь какого дня недели Робинзон Крузо назвал найденного на острове друга:
7 Чем больше из нее берешь, тем больше она становится (Яма).
8 Чем отличался стойкий оловянный солдатик от своих братьев? (У него была только одна нога).
9 Какую жажду должны испытывать дети в школе? (Жажду знаний).
10 Что из перечисленного может быть музыкальным?
1 Каким образом Робинзон Крузо вел свой календарь на необитаемом острове:
2 В Древней Руси, чтобы расплатиться, могли отрубить часть слитка серебра. Как мы сейчас называем отрубленную часть? (Рубль).
3 Дом имеет 4 стены. В каждой стене по одному окну и все окна выходят на юг. В одно из них заглянул медведь. Какого он был цвета? (Белого, потому что на северном полюсе).
4 Кто живет, пока его кормят, и умирает, когда его напоят водой? (Огонь).
5 Какая часть Чеширского кота исчезала последней:
6 Что кричат певцу, спевшему на «пять с плюсом»:
7 Что бывает белой, черной и красной? (Смородина).
8 Что можно приготовить, но нельзя съесть? (Уроки).
9 Назовите пять дней подряд, не пользуясь числами, не называя дней недели (позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра).
10 Кто подсказал царевичу Елисею, где его невеста:
Эта часть включает в себя подведение итогов и анализ игры. Она должна быть четкой, краткой и яркой. Здесь и награждения, и коллективная оценка, и напутствия, и музыкальный финал.
Очень важно, подводя итоги непростой работы, заслушать мнения игроков о том, что больше всего понравилось и что не понравилось, и выслушать их пожелания по организации интеллектуальной игры на будущее.
Праздник «Ура! Каникулы!» можно разбить на несколько встреч, каждая из которых может быть названа так: «День Мудреца», «День Артиста», «День Читателя», «День Писателя», «День Изобретателя» и т.п.
Как можно организовать, к примеру, «День Мудреца»?
Как и на любом празднике здесь очень важна атрибутика. Детей и гостей в этот день встречает ведущий в костюме мудреца (здесь важны борода, головной убор, накидка). На стенах висят плакаты с такими изречениями:
- Знание – сила.
- Мир освещается солнцем, а человек – знанием.
- К добру и миру тянется мудрец, к войне и ссорам тянется глупец.
- Мудрости учиться – всегда пригодится.
- Если за день ничего не узнал – день прожил зря.
- И сила уму уступает.
Ведущий при встрече каждому ребенку и гостю дарит бумажные колпаки, которые те должны обязательно надеть (они останутся ребятам на память).
Звучит песня из кинофильма "Приключения Буратино" «Какое небо голубое...» (на слова Б.Окуджавы и музыку А.Рыбникова). Это песня-танец великого кота Базилио и прекрасной лисы Алисы о жадинах, хвастунах и дураках.
После организационной части ребят приглашают сыграть в командную интеллектуальную игру «Клуб мудрецов» (название не принципиально), основная цель которой – выработка познавательных интересов, коммуникативных навыков, умений рассуждать, контролировать и анализировать собственные высказывания и действия. В ходе этой игры воспитывается чувство ответственности за порученное дело, формируется творческая активность, развивается сообразительность.
Устроители праздника заранее подготовили вопросы для игры (будут даны ниже). Они могут быть либо в бумажном виде, либо в электронном, чтобы выводиться в нужный момент на большой экран.
Ребята с 1-го по 4-й классы делятся на возрастные группы по 5-6 человек и садятся кружком за отдельные столы. Ведущий знакомит присутствующих с целью и правилами игры (будут даны ниже), разъясняет задачи капитана и участников команды, правила работы в команде. Затем ребята в соответствии с инструкциями сами выбирают капитанов команд и распределяют роли.
Правила игры
Имеются 4 группы вопросов, разработанных для учащихся 1-х – 4-х классов в соответствии с возрастом детей. В каждой группе 10 вопросов, среди которых 5 обязательных и 5 дополнительных. Всем командам обязательные вопросы и время на подготовку даются одновременно. Через 5 минут ведущий собирает у капитанов листочки с краткими ответами. Затем выступающие каждой команды, соблюдая очередность, зачитывают свои вопросы и озвучивают полные ответы на них.
В случае, если кто-либо отвечает на вопрос неправильно, этот вопрос задается оставшимся командам. На подготовку дается несколько секунд. Правильно ответивший игрок приносит баллы и команде, и себе лично, причем первоклассник, ответивший на вопрос четвероклассника, получает в несколько раз больше баллов, чем в обратном случае.
В случае досрочного ответа команда после предъявления ответа ведущему в письменном виде берет дополнительный вопрос, ответ на который должна дать именно в этом раунде. В случае неверного ответа на дополнительный вопрос команда баллы не теряет. Досрочные ответы рассматриваются наравне с остальными.
Победителем считается команда, набравшая большее количество баллов, которое зависит не только от правильности ответов, но и от активности каждого игрока команды, от дисциплины, от умения работать в команде.
Основная задача участников игры – набрать как можно больше баллов, четко соблюдая правила игры и правила групповой работы (внимательно слушать друг друга, быть активным, учитывать мнение товарищей, критически оценивать высказывания, выражать без стеснения свою точку зрения, контролировать собственные эмоции, в разговоре использовать только вежливые слова, подчиняться капитану и т.д.).
Права и обязанности капитана каждой команды: вполголоса зачитать вопрос (если берется конверт), либо просто озвучить его (если вопрос на экране), следить за порядком и ходом игры, назначать отвечающего и принимать решение: отвечать ли досрочно и брать дополнительный вопрос. Если необходимо, капитан еще выполняет роль фиксатора (схематично записывает основные мнения в ходе рассуждения).
Чтобы в самом начале игры определить очередность выступления команд, ведущий дает им задание остроумно продолжить фразу: «В некотором царстве, в некотором государстве жили-были...». По итогам оценки ответов жюри и определяет эту очередность на всю игру.
Учащимся 1-го класса ведущий помогает зачитать вопрос и под диктовку капитана записать на него ответ.
Примерно после трех раундов игры можно сделать музыкальную паузу, чтобы ребята смогли подвигаться.
Система оценки
Ответы каждой команды на обязательные вопросы оцениваются по девятибалльной шкале, причем оценка дается интегрированная, которая складывается из трех трехбалльных оценок: за правильность ответа, за активность участников команды и умение работать в группе, за дисциплину.
Если играют только четыре команды, то за ответ на обязательный или дополнительный вопрос другой команды оценки таковы:
- 4-й класс получает 1 балл при ответе на вопрос 1-го класса, 2 балла – 2-го класса и 3 балла – 3-го класса;
- 3-й класс получает 2 балла при ответе на вопрос 1-го класса, 3 балла – 2-го класса и 4 балла – 4-го класса;
- 2-й класс получает 3 балла при ответе на вопрос 1-го класса, 4 балла – 3-го класса и 5 баллов – 4-го класса;
- 1-й класс получает 4 балла при ответе на вопрос 2-го класса, 5 баллов – 3-го класса и 6 баллов – 4-го класса.
Помимо главного приза для выигравшей команды (например, корзины с наборами фломастеров) учреждаются еще и дополнительные призы: приз лучшему игроку за самое большое количество правильных ответов, приз самому активному игроку, умеющему работать в команде (не беда, если были неправильные ответы), приз команде, давшей наибольшее количество правильных досрочных ответов. Для выдвижения кандидатур на получение дополнительных призов в жюри находятся независимые эксперты из взрослых и детей.
Каждая команда по окончании игры определяет лучший вопрос (по результатам внутреннего голосования). Вопросы-победители вывешиваются в холле.
Вопросы для игры
(всего 40)
1
класс
Обязательные
вопросы
1 Какое из этих чудес сбылось благодаря цветику-семицветику:
- на футбольное поле прямо с неба упали 22 мяча
- дрова пошли в избу сами
- все игрушки мира собрались в одном месте
- старое корыто стало новым?
2 Какой сказочный персонаж владеет тремя языками? (Змей Горыныч).
3 У коровы две, у собаки одна, у кошки одна. Сколько у носорога?
4 Сколько концов у трех с половиной палок?
5 С какой жалобой пришел к Айболиту Барбос:
- я несчастный, больной старый пес
- меня курица клюнула в нос
- я свой хвост отморозил в мороз
- меня кашель замучил до слез?
Дополнительные
вопросы
6 Какого цвета не бывает в радуге:
- оранжевого
- розового
- голубого
- зеленого?
7 Кто и в какой ситуации говорил такие волшебные слова: крекс, фекс, пекс! (Буратино).
8 Имя самого высокого милиционера Москвы (дядя Степа).
9 Как еще можно назвать бегемота?
10 Кто не входил в состав бременских музыкантов:
- кот
- петух
- лошадь
- собака?
2
класс
Обязательные
вопросы
1 На каком топливе работали автомобили в Цветочном городе:
- на бензине
- на керосине
- на минеральной воде
- на газированной воде?
2 Два человека подошли к реке. У берега стояла лодка, в которой мог поместиться только один человек. Оба без всякой помощи переправились на этой лодке через реку и продолжали свой путь. Как они это сделали?
3 Мудрец в нем видел мудреца, глупец – глупца, баран — барана. Кого видит обезьяна и почему?
4 Можно ли зажечь спичку под водой? (Можно, например, в подводной лодке).
5 В каком государстве копали траншею полтора землекопа:
- Королевство кривых зеркал
- Страна невыученных уроков
- Страна дураков
- Тридевятое царство?
Дополнительные
вопросы
6 Что выронила из клюва Ворона, поддавшись на уговоры Лисы спеть:
- кольцо
- колбасу
- палочку
- сыр?
7 Три картофелины сварились в кастрюле за 30 минут. За сколько минут сварилась одна картофелина?
8 Какой грызун любит жить на столе? (Мышь).
9 У коровы шесть, у козы четыре. Сколько у кошки?
10 Кто не входил в состав бременских музыкантов:
- кот
- петух
- лошадь
- собака?
3
класс
Обязательные
вопросы
1 Трое играли в шашки. Всего сыграно три партии. Сколько партий сыграл каждый:
- две
- три
- четыре
- пять?
2 Можно ли с помощью сита принести воду, ничем предварительно не закрывая его дырочки? (Можно. Снег или лед).
3 Если в 12 часов дня идет дождь, то можно ли ожидать через 36 часов солнечной погоды?
4 У коровы две, у кошки три, у собаки три. Сколько их у петуха?
5 Как называется пятая планета Солнечной системы:
- Марс
- Земля
- Венера
- Юпитер?
Дополнительные
вопросы
6 В честь какого дня недели Робинзон Крузо назвал найденного на острове друга:
- второго
- третьего
- пятого
- шестого?
7 Чем больше из нее берешь, тем больше она становится (Яма).
8 Чем отличался стойкий оловянный солдатик от своих братьев? (У него была только одна нога).
9 Какую жажду должны испытывать дети в школе? (Жажду знаний).
10 Что из перечисленного может быть музыкальным?
- учебник
- дневник
- тетрадь
- пенал?
4
класс
Обязательные
вопросы
1 Каким образом Робинзон Крузо вел свой календарь на необитаемом острове:
- считал в уме
- писал на бумаге
- определял по звездам
- делал зарубки на столбе?
2 В Древней Руси, чтобы расплатиться, могли отрубить часть слитка серебра. Как мы сейчас называем отрубленную часть? (Рубль).
3 Дом имеет 4 стены. В каждой стене по одному окну и все окна выходят на юг. В одно из них заглянул медведь. Какого он был цвета? (Белого, потому что на северном полюсе).
4 Кто живет, пока его кормят, и умирает, когда его напоят водой? (Огонь).
5 Какая часть Чеширского кота исчезала последней:
- хитрый взгляд
- широкая улыбка
- правое ушко
- кончик хвоста?
Дополнительные
вопросы
6 Что кричат певцу, спевшему на «пять с плюсом»:
- акуна матата
- браво
- атас
- руки вверх?
7 Что бывает белой, черной и красной? (Смородина).
8 Что можно приготовить, но нельзя съесть? (Уроки).
9 Назовите пять дней подряд, не пользуясь числами, не называя дней недели (позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра).
10 Кто подсказал царевичу Елисею, где его невеста:
- звезды
- солнце
- ветер
- месяц?
Заключительная
часть
Эта часть включает в себя подведение итогов и анализ игры. Она должна быть четкой, краткой и яркой. Здесь и награждения, и коллективная оценка, и напутствия, и музыкальный финал.
Очень важно, подводя итоги непростой работы, заслушать мнения игроков о том, что больше всего понравилось и что не понравилось, и выслушать их пожелания по организации интеллектуальной игры на будущее.